Go to content Go to navigation Go to search

АХТУБИНСКОЕ ЧУДО

Мой знакомый из Волгограда, недавно гостивший у родственников в Ахтубинске, был крайне удивлен типичной для города картиной, когда на просьбу кондуктора автобуса оплатить проезд почти все пассажиры продемонстрировали ей различные удостоверения. “Хорошо живете, – под впечатлением от увиденного заметил житель соседней области, – полстраны объехал, а столько халявщиков видеть не довелось. Общественный автотранспорт у вас работает, как при коммунизме”. Если к пассажирам с заветными “корочками” добавить еще и “зайцев”, то вывод моего приятеля, способный вызвать улыбку, не так уж и далек от действительности.

Поскольку в условиях рыночной экономики коммунизм построить даже в отдельно взятом городе невозможно, возникает невольно вопрос: уж не “ноу-хау” ли изобрели местные власти, позволившие ахтубинцам бесплатно кататься в автобусах?

- За счет наших доходов они катаются, – вскипел, заметив иронию, директор Ахтубинского АТП В.Я. Карпенко. – Еще немного такой вольготной жизни горожан, и все автобусы встанут на прикол. Предприятие разваливается, погружается в долговую яму, и банкротство его, можно сказать, уже на пороге.

Ахтубинск – город специфический, не похожий на обычные райцентры области и, пожалуй, один из немногих в стране, где размещен довольно крупный воинский гарнизон с весьма разветвленной системой жизнеобеспечения. Семьи военнослужащих составляют более половины здешнего населения, и все они пользуются согласно существующим законам различными льготами, в том числе и бесплатным проездом в общественном транспорте.

В АТП мне дали любопытную справку. Услугами автомобилистов в городе пользуются 64 льготные категории граждан, более 24 тысяч человек. Из них примерно половину составляют пенсионеры, ветераны труда, инвалиды. Эти люди в большинстве своем имеют небольшие пенсии и доходы, поэтому несколько рублей, сэкономленных за счет бесплатного проезда в автобусе, для них – подспорье. В то же время других льготников с их более чем приличной зарплатой к бедным слоям населения никак не отнесешь, но они наравне с влачащими жалкое существование стариками за проезд в общественном транспорте тоже не платят. Это таможенники, налоговые полицейские, военнослужащие, судейские работники и т.д. Обласканы льготами и многие другие горожане, тоже далеко не бедные люди. Создается впечатление, что бюджеты всех уровней так богаты, что некуда деньги девать. Раздача льгот чем-то смахивает на пир во время чумы. Страна никак не оправится от финансового кризиса, а наши чиновники, демонстрируя заботу о людях, занимаются откровенным популизмом, пытаясь заработать дешевый авторитет.

Особо хочется сказать о военнослужащих, которых вместе с ветеранами Вооруженных Сил почти половина от всех городских льготников. Раньше, говорили мне, они имели право на бесплатный проезд в автобусах к месту службы и обратно при наличии формы и удостоверения соответствующего образца, что свидетельствовало о выполнении ими служебных обязанностей. Теперь достаточно показать “корочку”, и можно кататься по городу целый день. Кстати, в гарнизон многие служивые добираются на специальном транспорте.

- Льготников развелось столько, что скоро кондукторы будут не нужны, – возмущается В.Я. Карпенко. – При этом власти ведут себя так, будто льготы – это манна небесная. Дотации из федерального бюджета на тех же военных автопредприятие не получает уже несколько лет. Сколько же можно их катать за свой счет? Пора, как говорится, и честь знать.

Пожалуй, только в нашей стране возможны безобразия, граничащие с беспределом, когда государство свои обязательства перед людьми перекладывает на плечи отдельных предприятий, в данном случае АТП, и при этом требует от них неукоснительного их выполнения. Чем не рэкет в государственном масштабе? Вдумайтесь в эту цифру. Выпадающие доходы автопредприятия от бесплатной перевозки льготников составляют без малого 20 миллионов рублей в год. В качестве компенсации нынче автомобилисты получили из местной казны 964 тысячи рублей и из областной – немногим более 300 тысяч. Остальные расходы, большая часть из которых должна возмещаться из федерального бюджета, непосильным бременем ложатся на экономику автопредприятия. По сути, проезд льготников оно оплачивает из собственного кармана. Подобная “благотворительность”, помнится, привела к развалу Харабалинское АТП. Нечто похожее, судя по всему, ожидает и ахтубинцев.

Вовсе не сгущаю краски. Вот уже 6 лет, как в АТП не обновляется автобусный парк, слабой остается ремонтная база, нет средств на закупку автошин, запасных частей. До 80 процентов автобусов выработали свой моторесурс и нуждаются в замене. Их поломки нередко ведут к срыву графика движения автотранспорта. Эти беды накапливались годами и сегодня приобрели такую остроту, что могут парализовать работу автопредприятия.

Почти вся выручка, что привозят кондукторы, уходит на покупку горюче-смазочных материалов. Год назад при стоимости бензина А-76 2 рубля за литр из областного бюджета АТП в счет дотаций на покрытие убытков от перевозок льготников выделялось средств из расчета 2 тысячи рублей в день, что обеспечивало заправку 16 автобусов. Теперь топливо втрое подорожало, а выплаты из местного бюджета (АТП сейчас в муниципальном управлении) выросли незначительно, составляют всего-навсего 2640 рублей в день. А для заправки автобусов, выходящих на действующие маршруты, требуется не менее 18 тысяч рублей. Возросшие расходы на бензин “съедают” не только прибыль АТП, но, случается, и зарплату его работников, вследствие чего она выплачивается с опозданиями, что, естественно, нагнетает социальную напряженность в коллективе.

Сказать, что автомобилисты смирились и безропотно ждут своей кончины, было бы неверно. О бедах автопредприятия наслышаны местные власти, письма о его плачевном состоянии и просьбой о помощи направлены депутату Госдумы О.В. Шеину, губернатору области А.П. Гужвину. Ссылаясь на социальную значимость автопредприятия, водители просят о выделении в полном объеме дотаций и средств на приобретение новых автобусов.

И вот, когда казалось, что финансовая удавка не оставила АТП никаких шансов на выживание, пришла спасительная весть: правительство твердо намерено отменить с 2001 года военнослужащим, судьям и прокурорам бесплатный проезд в общественном транспорте. Если это решение состоится, льготников в городе убавится примерно на 4,5 тысячи. Поднимется рентабельность автобусов – свободней задышит экономика АТП.

- Я так долго ждал этого решения, что, признаться, даже не верю в скорое его принятие, – говорит В.Я. Карпенко. – Надо что-то делать и в отношении других льготополучателей. Не один год говорится о предоставлении пенсионерам адресных дотаций для проезда в общественном транспорте, но воз и ныне там.

Что получается на практике? Крохотные дотации для бесплатного проезда выделяются с учетом всех проживающих в районе пенсионеров. Но одни из них ездят в автобусах по нескольку раз в день, а другие – годами ими не пользуются. Нарушается принцип социальной справедливости. Чтобы его восстановить, дотации, выделяемые АТП, следовало бы направлять пенсионерам в виде доплаты к пенсиям для проезда в общественном транспорте. Кстати, многие старики давно ждут именно такого решения.

Разумеется, отмена бесплатного проезда в общественном транспорте безболезненно не пройдет. Скажем, для некоторых льготников, не обремененных частыми поездками и пользующихся служебным транспортом, предполагаемая компенсация обернется прибавкой в семейном бюджете. А вот, скажем, работников следственного аппарата той же прокуратуры, которые в автобусах целый день мечутся по городу в поисках нужных людей, развозят повестки по квартирам, отмена льготы чувствительно ударит по карману. Для них, на мой взгляд, бесплатный проезд в общественном транспорте можно было бы сохранить.

Большая армия льготников, усевшаяся на шею автомобилистов, разоряет не только АТП, но и все больше опустошает кошельки других пассажиров. Им приходится оплачивать возросшую стоимость проезда в общественном транспорте за себя и, как говорится, за дядю. С этим пора кончать. Большая часть горожан не настолько богата, чтобы жертвовать свои кровные на выполнение государственных обязательств.

Н. МИРОНЕНКО, соб. корр. “Волги”.