Go to content Go to navigation Go to search

Принципы веб-дизайна: а нужны ли они?

Я очень часто спорю с различными людьми о принципах веб-дизайна. Моя точка зрения остается такой, что есть определенный ряд требований в любом виде дизайна: будь то дизайн биллборда, обложки журнала или веб-дизайн; иначе называлось бы это дизайном… это скорей будет называться художеством.

http://it-astra.ru/news/принципы-веб-диз…а-а-нужны-ли-они/

А весь спор начался тогда, когда один знакомый художник, не знающий всех тонкостей веб-дизайна, нарисовал сайт. «Принципы веб-дизайна плачут», сказал я тогда, на что получил ответ: «Принципы — это рамки, а рамки — вещь ненадежная…» Далее завязался весь этот спор, после чего я решил написать статью.

Очень часто приходится сталкиваться со смелостью нынешних (особенно молодых) дизайнеров, которые сделают все, чтобы выйти за рамки стандартного веб-дизайна. Да. В веб-дизайне есть стандарты, и они достаточно жесткие, но и они дают возможность создавать красивые, интересные и в то же время функциональные и удобные сайты. «Не заставляйте меня думать», — говорил Стив Круг, и правильно делал. Рядовому пользователю интернета совершенно неинтересно искать на супер-навороченном сайте нужную ему информацию! Он хочет ее видеть сейчас же, тогда как дизайнер все только усложнил, вместо того, чтобы сделать пользователю легче.

Якоб Нильсен пошел дальше, он разработал стандарты, которые настоятельно рекомендует соблюдать. В «Принципах создания удобных для пользователя web-страниц» ровно 113 пунктов, которые следует жестко соблюдать. На самом деле, они не так уж и ограничивают дизайнера; они только облегчают ему жизнь. Дизайнеру не придется теперь думать, где разместить логотип компании (это самый первый пункт), потому что он знает, что он должен быть в левом верхнем углу. И так во всем.

Даже профессионалы очень редко выходят за рамки веб-дизайна; а если такое и случается, имеем еще один неудобный для рядового пользователя сайт. Сайт, иными словами, плохой получается.

<Противник> Рамки откладываются в голове. Заседают в ней намертво, да так, что выйти из них невозможно. А что плохо или хорошо, решать не дизайнеру, пусть заказчики и пользователи решают. Мы ведь не для дизайнеров трудимся, а на заказчиков, и уже последнее звено — пользователи. Если заказчику понравилось — дизайн сработал.

Если бы решали одни заказчики, то не было бы хороших сайтов вообще. На самом деле пресловутое «Клиент всегда прав» не подходит для дизайна. Здесь обычно «Клиент всегда не прав», запомните это, господа дизайнеры! Ведь в конце концов, кто занимается дизайном? Конечно не заказчик, и нам ведь лучше знать что и как надо делать. Здесь все зависит от умения менеджера продать то, что сделали вы. Но это другой вопрос. И ни за что не соглашайтесь на «Добавьте эту красную стрелочку…». Лучше правильно объяснить, что этого делать не стоит, иначе еще одна работа мимо портфолио. Деньги то получите, а вот удовлетворение врядли будет.

А теперь насчет пользователей. Если хочется спросить у пользователей, то давайте проводить юзабилити-тестирование, на которое потратим кучу денег и возвратимся к вышеупомянутым принципам Нильсена, который знает о чем говорит.

<Противник> Хорошо, но если соблюсти все рамки чисто рекламного дизайна, то визуально получится более чем плохо, но работать будет. Вот куда это все приводит!

А попробуй сделать так! Если сработает — считай ты добился своей цели, и дизайн функционирует, работает на тебя. А ведь можно сочитать хороший визуал со всеми рамками той или иной сферы дизайна. Это отлично получается у всеми известного Артемия Лебедева, у Антона Болотова (у него в еще большей степени). Ведь делают же люди красивые и функциональные сайты.

<Противник> И все-таки, если всегда быть зажатым тисками всевозможных принципов, это приведет к однообразию. Ведь есть определенное количество вариантов обыгрывания их.

А сейчас не однообразно? Все сидят за практически одинаковыми компьютерами, смотрят в одинаковой формы мониторы; большая часть рунета смотрит в одни и те же «окошки»… да и сайты все похожи. Сайт он сам по себе одинаков: один язык, одна структура. Другое дело, когда в игру вступают новые технологии, такие как флэш. Это уже не так однообразно, но неприемлемо для людей, которые сидят на низкоскоростных телефонных линиях.

Количество вариантов на самом деле определенно. Нильсен их настолько четко разграничил, что думать можно еще меньше; даже в процентном соотношении написал, какой вариант применяется чаще, какой реже. Но в то же время, в совокупности – их бесчисленное множество, крути-верти как хочешь. Ведь и нот в музыке всего 7, а мелодий из них можно составить огромное количество, хотя в музыке тоже есть свои рамки, и довольно жесткие.

Я всегда проводил параллель между музыкой и изобразительным искусством, после чего пришел к выводу, что чисто художественному рисованию соответствует сочинение музыки, а дизайну больше соответствует звукозапись и аранжировка (у меня, естественно, больше получается второе).

<Противник> Да. Но посмотрите, что творится сейчас в музыке. Ничего нового, что по уровню соответствовало Моцарту или Паганини, к примеру. Вариантов остается все меньше и меньше. Может стоит выходить из принципов в целом?

А ведь выходят: выдумывают новые звуки в музыке, ноывые технологии в веб-дизайне (если говорить только о вебе). Просто их до сих пор не начнут применять в полном объеме. Та же Flash-технология считается излишеством до сих пор.

<Противник> Меняются только звуки. Основа музыкальная остается. Все новое — хорошо забытое старое. А кто сейчас сравнится с тем же Бетховеном, который писал музыку будучи глухим? Кто-нибудь сочинит сейчас музыку для всего оркестра на все 200 инструментов с одной гитарой в руках? Вот и в дизайне то же — нужно много знать, чтобы оперировать многим: к дизану надо подключать психологию, изобразительное искусство, литературу, историю… не буду дальше перечислять. Только тогда дизайн-макет будет по-настоящему близок к эстетике.

Почему же тогда в молодые головы еще с детства пытаются вбить принципы в том же художественном училище, в музыкальном училище? Там ой как не любят сочинителей. Говорят, что мало еще знаете, чтобы сочинять.

<Противник> На самом деле в художественном училище говорят иначе: «Без художественного образования художником не стать, а с образованием — не быть им никогда!» Только единицы по-настоящему способны выражать свои идеи с помощью стандартных инструментов легко, но отбросив все рамки создавать шедевры. Очень часто, техника отличная, но хороших произведений не создают. Эти рамки врастают в кровь, и нельзя уже мыслить по-другому.

А ведь веб-дизайн это не только изобразительное искусство, это в большей степени наука об интерфейсах. И если кнопка «Пуск» в Windows находится обычно всегда в левом нижнем углу, то никто не задумывается чтобы ее найти. А чтобы закрыть окно, продвинутому пользователю надо лишь отдернуть мышью в верхний правый угол окна и щелкнуть мышью. Это настолько просто, что никто над этим не задумывается. Но иногда все же это происходит.

В системе MacOS, если не ошибаюсь, кнопка закрытия окна находится не в правом верхнем углу, а в левом верхнем (там, где в Windows свойства окна). Вот здесь-то и начинается настоящее испытание. Поработав один день под такой системой можно очень сильно понервничать.

<Противник> Вспомним собаку Павлова… Это всего лишь привычка. Нас всех приучили к Windows.

Так зачем же теперь всех переучивать по-новому? А ведь заметьте, это всего лишь одна функция закрытия окна. На самом деле там еще куча различий. Но принципиальных практически нет — все те же окошки. А теперь представьте неопытных пугливых пользователей, которые видят сотни сайтов в интернете, и все они разные… Те, что не поймут, они просто закроют, таким образом, вы потеряете аудиторию.

<Противник> Получается, что весь веб-дизайн в тупике, с точки зрения искусства… Нужен прорыв, новая технология.

Прорыв возможен. С увеличением интеграции человека с компьютером и интернетом, дизайнерам будут открываться необозримые творческие просторы. Можно возвыситься вплоть до «Глубины» («Фальшивые зеркала», рассказ о виртуальной реальности)! Но это, я так считаю, произойдет не скоро. Поэтому сейчас, чтобы удовлетворить рядового пользователя интернета, желательно все-таки бдить «нильсописания» и стараться не забывать о визуальной и эстетической стороне сайта.