Go to content Go to navigation Go to search
lomasm-информационные технологии как связаться с lomasm it creative

Электронная почта как инструмент маркетинговых исследований

Internet создавался не с коммерческой целью, а для обмена информацией между учеными. Но идея ведения бизнеса не была запоздалой – она была заложена в самой структуре Сети, хотя красивые названия вроде “торговые центры”, “стендовая реклама”, “стратегическое положение” и другие, привычно звучащие в обычном мире, практически ничего не значили тогда в мире электронном. Нехватка новых названий и обозначений сегодня больше не является временным неудобством в определении маркетинговых подходов, а ставит перед нами вопрос “Что же такое маркетинг в Сети?”, отвечать на который нужно совершенно по-новому. Речь идет о проблемах, не позволяющих применять обычные подходы проведения маркетинговых мероприятий, с которыми сталкивается маркетолог на этом новом рынке.

Изложение проблемы

Под маркетингом обычно подразумевается изучение рынка (его размеров, демографических характеристик, потребностей) для размещения товара, определение цены товара и вероятных покупателей, а также способов общения с ними. Поэтому человек, занимающийся маркетингом в Internet, обычно сталкивается с рядом проблем: неизвестными размерами рынка, пассивностью покупателей и незнанием потребителей.

О пользователях Internet известно очень мало, и даже невозможно более-менее точно определить их число. Наиболее часто используемая оценка размеров Сети, которую делает Internet Society, определяется как число подключенных к Сети хост-компьютеров. В июле 1996 года было 13 миллиона хост-компьютеров (они на самом деле составляют лишь часть Internet), при этом за первое полугодие 1996 года их число увеличилось на 35%. Рассчитать число пользователей в зависимости от числа серверов так, чтобы результат соответствовал действительности, является довольно сложной задачей.

Как же обстоят дела в России? По различным оценкам, в нашей стране количество пользователей электронной почты не превышает 500 тыс., а “Всемирной паутины” – 50 тыс. человек. Однако не следует забывать, что и в России уже есть регионы, в числе которых Москва, Петербург, Новосибирск, Ярославль, Новгород, где в Internet работают не только компьютерные специалисты.

Отличительной особенностью Internet как новой инфраструктуры маркетинга и сбыта является тот факт, что здесь пока не действует основной принцип рыночной экономики – спрос рождает предложение. Опыт многих стран свидетельствует, что не потребитель определяет объем цифровых услуг, а, напротив, поставщики и производители приходят к выводу о необходимости вспрыгнуть на подножку отходящего экспресса “Internet”. Объясняется это не только вопросами престижа, но и опасением, что лучшие места на этом перспективном рынке достанутся другим. Если о размерах Internet и, в частности, WWW можно сказать только, что они “очень велики” и “продолжают расти”, то как же оценить демографические характеристики пользователей Сети? Иными словами, как можно узнать потребности неизвестного рынка? Достаточно ли знать, что потребителей “много” и “их число растет”? В большинстве случаев точные цифры и не нужны. Настоящие проблемы возникают, когда вы пытаетесь сообщить (неизвестно кому!) о своем существовании и продукции.

Базовыми местами расположения информации в Интернет являются – узлы сети (компьютер (или компьютеры) которые содержат информацию, которая размещена одной организацией или группой организаций, физическим лицом или группой лиц, и доступна всем пользователям сети.), разделы узла, персональные странички, Телеконференции и личные почтовые ящики пользователей.

Личные почтовые ящики пользователей, из всех предложенных выше мест размещения рекламной информации имеют важную особенность – четко выраженный частный характер. ‘Web Promotion’ (т.е. процесс продвижения рекламной информации к потребителю по сети Интернет) в личные почтовые ящики пользователей получил название ‘спам’ и очень там не приветствуется.

Достаточно мощным и удобным средством работы с электронной почтой являются почтовые роботы, которые широко используются для обработки результатов исследований.

Принципы организации электронной почты

Почтовые роботы

Создаются совсем простыми системными средствами и при этом позволяют решать массу трудоемких задач. Допустим, отправляя копию каждого письма по специальному адресу можно автоматизировать ведение архива документов предприятия. При необходимости можно вести базу данных с поиском по ключевым полям. У грамотного системного администратора решение такой задачи займет не более часа.

Рис.2 Иллюстрация работы почтового робота, автоматизирующего ведение архива

С сервером, на котором установлен почтовый робот можно работать и таким образом: в тексте письма указывать команды (конечно, те, которые он узнает). При получении такого письма команды будут выполнены автоматически. В результате можно быстрее получить ответ на запрос, получить доступ к ресурсам, вам необходимым да еще много чего.

Характерным примером использования почтовых роботов являются электронные каталоги или столы заказов. Когда вы желаете приобрести некий товар посредством подобных служб, обычно для оформления заказа вам предоставляют форму для заполнения. Внеся данные, вы ее отсылаете и через некоторое время получаете ответ, например, что ваш заказ принят, либо заказанного нет в наличии. Скорее всего, присланную вами форму обрабатывал не человек, а робот, который, сформировал запрос к базе данных о товарах, ‘получил ответ’, и ответил вам о возможности покупки.

В приложении к маркетинговым исследованиям почтовые роботы могут позволить ускорить и облегчить обработку анкет (если вдруг кто-то не поленился ответить), т.е. анализируя их содержимое сортировать, группировать, подсчитывать результаты, выводить статистику и т.д. Все это будет тем эффективнее, чем более развитой будет система команд робота.