Strict Standards: Declaration of PluginAceadminpanel_ModuleViewer::_SortBlocks() should be compatible with ModuleViewer::_SortBlocks($a, $b) in /home/g/goldywoman/lomasm/public_html/ruiny/plugins/aceadminpanel/classes/modules/viewer/Viewer.class.php on line 24

Strict Standards: Declaration of PluginAceadminpanel_ModuleLang::Get() should be compatible with ModuleLang::Get($sName, $aReplace = Array, $bDelete = true) in /home/g/goldywoman/lomasm/public_html/ruiny/plugins/aceadminpanel/classes/modules/lang/Lang.class.php on line 21
Об австрийских пистолетах конструкции Гастона Глока / Выживание / lomasm RUINY, руины

Об австрийских пистолетах конструкции Гастона Глока

Об австрийских пистолетах конструкции Гастона Глока, большинство деталей которых, включая самые сложные, изготавливаются из термопластичных пластмасс, в России известно достаточно давно. Но до сих пор большинство публикаций о них имело рекламный характер и не содержало технических подробностей.
«Глок» долго не вызывал интереса у российских оружейников, поскольку ранее идея «пластмассового» оружия была скомпрометирована в ходе испытаний австрийского автомата AУГ (AUG) в ЦНИИТочмаш. По всем параметрам, главные из которых надежность и живучесть, АУГ и близко не соответствовал нашим требованиям. Традиции российской оружейной школы не позволяли допустить даже в мыслях, что какое-либо серьезное КБ будет заниматься пластмассовыми «игрушками». Долговечность, надежность — вот основополагающие критерии. Однако в последнее время в мире появились новые пистолеты различных фирм, выполненные с широким применением пластмасс.
В середине 1997 года на полигоне морской пехоты во Флориде группа российских оружейных конструкторов и исследователей имела возможность обсудить с американскими специалистами некоторые проблемы, касающиеся стрелкового вооружения. Встреча была организована американским оружейным предпринимателем Дональдом Вудом, о чем писалось в статье «Туляки заставили американцев плакать. От зависти», опубликованной в газете «Правда» 17 августа 1997 года. Непонятно только, почему «Правда» написала неправду — не было там туляков и близко. Российская делегация состояла только из специалистов ЦНИИТочмаш, представлявших свои разработки.

Сравнивая трудоемкость производства и стоимость «Глока» с аналогичными характеристиками «Беретты», понимаешь, что производители «Глока» на каждом пистолете зарабатывают больше
Конечно же, во Флориде проводились демонстрационные стрельбы, в которых, в частности, участвовали недавно принятая на вооружение американской армии «Беретта» (Beretta 92FS), «Глок», состоящий на вооружении полиции Флориды, и наша «Гюрза» (официальное название после принятия на вооружение СР-1).
Преимущество «Гюрзы» оказалось подавляющим — у американцев не нашлось бронежилета, способного противостоять российскому пистолету. Однако при обсуждении технических характеристик различных образцов американские коллеги заметили, что стоимость оружия — немаловажный фактор, и в этом отношении «Глок» является непревзойденным образцом. Вместо одной «Гюрзы» можно купить два «Глока», а при столь низкой стоимости можно поступиться кое-какими техническими показателями.

«Глок» в разобранном виде удивляет простотой конструкции

Неполная разборка «Беретты»
Вспомним, как решала отечественная промышленность задачу обеспечения армии оружием в годы второй мировой войны. Подход к каждому изделию был жесткий — дешевле, технологичнее, экономичнее, но основные параметры необходимо выдержать, а то и во вредители попадешь. Но чем принципиально с точки зрения экономики отличается сегодняшняя ситуация в оружейной промышленности от ситуации военного времени? Топить нечем, электроэнергию отключили, из цехов и от кульманов все ушли на┘(не на фронт). Денег не стало не только у науки и производства, но и у всей страны. Экономика на пределе. За несколько последних лет критерий «стоимость — эффективность» переместился во главу угла. Ведь раньше деньги, необходимые на отработку оружия, у нас не считались, вернее считались, но очень по крупному, да на десятилетия.
По-новому (через дырку в кармане, как через увеличительную лупу) теперь смотрят на многие оружейные критерии и заказчики. Вопросы надежности и живучести, в частности, стали решаться и теми, кто платит за оружие, и теми, кто пользуется им. С войны, кстати, у меня сохранилось воспоминание: офицеры, почистив пистолеты, укладывали их в кобуры не иначе, как завернув в платок, а солдаты вначале протирали и смазывали автоматы, а потом уж варили концентратную кашу. Стреляло тогда все безотказно, несмотря на удешевленную конструкцию.
В руках

Последняя большая статья о пистолетах «Глок» («Glock») была опубликована в ╧11 «Солдата удачи» за 1997 год. Ее автор Питер Кокалис в основном касается пистолета «Глок-30» 45-го калибра. Как истый патриот, Кокалис не скрывает, что отдает предпочтение этому варианту из-за его «американского» калибра. Именно такую «машину» мне довелось изучить.
При первом знакомстве с «Глоком-30» сразу ощущаешь, что при стволе, в который чуть ли не входит палец, и двухрядном магазине на десять патронов 45-го калибра оружие совсем не кажется громоздким. Масса его с магазином без патронов — 780 г, длина — 175 мм, высота — 121 мм, толщина по затвору — 28,6 мм, толщина по рукоятке — 34 мм (точно такая толщина по рукоятке у «Беретты», хотя калибр ее патрона меньше). С этими характеристиками «Глок» менее обременителен при ношении, чем, скажем, 9-мм «Беретта» или та же наша «Гюрза».
Следующий важный показатель у пистолета — меткость, во многом зависящая от конструкции и отладки спускового механизма. Ее можно оценить при холостых спусках, прослеживая колебания линии прицеливания. Далеко не у всех пистолетов после спуска линия прицеливания сохраняет первоначальное положение. В этом отношении лично мне особенно понравились японский «Намбу» обр.14 и «Гюрза».
Считая себя посредственным пистолетным стрелком, я попросил «пистолетного» мастера спорта «пощелкать» «Глоком» — оценку тот дал положительную, причем даже не заметил, что механизм работает с «полувзвода».
При проверке образца в тире я вспомнил рекомендацию П. Кокалиса применять напряженную стойку Уивера. Сколь это приемлемо в огневых контактах, следует, наверное, спросить у оперативников. Что же касается тира, то мне удавалось таким образом, то есть стоя, с двух рук, в сериях по пять выстрелов, не «выходить» из черного круга мишени ╧ 4 на дистанции 25 м. Конечно, рассматриваемое оружие не предназначено для целевой стрельбы, но, как отмечает Кокалис, «кучность стрельбы (»Глока") более чем достаточна для боевых перестрелок┘". И с ним нельзя не согласиться.
На столе

При разборке «Глока» выявляются удивительная простота конструкции, высокая технологичность производства и удобство обслуживания — вряд ли какой другой пистолет столь легко поддается полной разборке и сборке. Буквально в считанные минуты все детали и узлы (деталей вместе с деталями магазина всего 32!) можно осмотреть, протереть и смазать. А это уже определенный залог безотказного функционирования оружия. Следует только соблюдать определенную последовательность при сборке останова затвора, его пружины и оси стального вкладыша, который направляет казенную часть ствола.
Ударный механизм пистолета собран в кожухе-затворе и требует особенно тщательного ухода, так как ударник последние 2 мм перед разбитием капсюля движется по инерции. Для извлечения деталей механизма нужно снять пластмассовый щиток с затыльника кожуха-затвора, но не подковыривать его отверткой — так он быстро потеряет товарный вид. Щиток легко вынимается, если на миллиметр поджать пальцем боевую пружину, фиксирующую его.
Нельзя не отметить, как решается вопрос живучести пистолета: ведь по статической и ударной прочности пластмасса — далеко не сталь. Поэтому в конструкции приняты определенные меры по снижению скорости удара подвижных частей о пластмассовую рамку. Принцип автоматики «Глока» — откатной, с коротким ходом ствола и жестким запиранием затвора. Это позволяет уменьшать скорость отката затвора и, следовательно, энергию его удара в крайнем заднем положении за счет увеличения массы откатных частей.
Если у пистолетов со свободным затвором (то есть инерционным запиранием канала ствола), например ПМ или АПС, импульс выстрела воспринимается только массой затвора, то в откатных системах к ней присоединяется масса ствола. Масса затвора «Глока-30» 0,45 кг, что уже само по себе достаточно для инерционного запирания ствола. Но во время воздействия импульса выстрела к ней присоединяется еще и немалая масса ствола — 0,15 кг, что дополнительно снижает скорость отката.
Вместе с тем энергия, приобретенная всей этой массой, не сразу передается рамке, а разбивается на два удара: сначала ударом ствола, затем затвора. Надо заметить, что в откате значительная часть энергии откатывающейся массы воспринимается и аккумулируется возвратной пружиной. И тут есть интересные конструктивные решения: у «Глоков» возвратная пружина относительно более энергоемкая — у «Глока-17» за счет прямоугольного сечения проволоки пружины, у «Глока-30» — за счет оригинального узла сдвоенных пружин.
В накате уменьшение, против обычного, скорости удара затвора о рамку в крайнем переднем положении происходит, во-первых, за счет того, что на конечном участке пути частично взводится боевая пружина, и, во-вторых, за счет ударного присоединения массы ствола в начальный момент запирания.
Благодаря перечисленным особенностям динамики механизмов пистолета можно рассчитывать на его приемлемую живучесть. Конечно же, она будет меньше, чем, например, у АПС, но компенсацией послужит невысокая стоимость производства.

Неполная разборка П-9
Удачен выбор системы запирания перекосом ствола. Для откатной системы автоматики с жестким запиранием в принципе можно представить три типа запирания. Первый — как у «Беретты», но здесь для запирания пришлось ввести дополнительную, достаточно сложную деталь — запирающую защелку по аналогии с пистолетом «Вальтер П-38». Но для «Вальтера» это оправдано специфичной компоновкой — выступающим стволом. Для «Беретты» же это трудно объяснимая конструкторская причуда. Второй — по типу давних австро-венгерских пистолетов «Штейер» — поворотом ствола. Здесь не требуется дополнительных деталей, но на стволе и рамке необходимо делать специальные винтовые поверхности, что технологически сложно.
Наконец, третий тип — запирание перекосом ствола. Этот способ, некогда изобретенный гениальным Браунингом и присущий всем «Глокам», может считаться технологически наиболее простым, но главная его изюминка в том, что в «перекошенный», то есть наклоненный патронником вниз к магазину, ствол легче досылается патрон. Можно утверждать, что применение запирания перекосом ствола не делает конструкцию «Глока» сложнее, чем в варианте использования свободного затвора.
Что касается системы предохранения пистолета от несанкционированного выстрела, то она допускает безопасное ношение оружия с патроном в патроннике. Выстрел может быть произведен только после четкого (осознанного) нажатия на спусковой крючок. Никаких наружных предохранителей, как и револьверы, «Глок» не имеет. И это, естественно, плюс, так как в стрессовой ситуации эти предохранители иногда забывают снять. Можно сказать, что «Глок» даже безопаснее револьвера, поскольку не имеет наружного курка, после взведения которого оружие приобретает повышенную опасность.
То, что при нахождении патрона в патроннике ударник частично взведен и удерживается шепталом, не опасно. Во-первых, шептало получает возможность освободить ударник лишь после некоторого движения спускового крючка (до этого выступ шептала находится в прямолинейном пазу, не позволяющем ему опуститься). Во-вторых, путь ударнику в затворе преграждает стальной плунжер, который убирается при начальном движении шептала. В-третьих, сорвавшись с положения предварительного взведения, ударник получит лишь треть энергии, необходимой для разбития капсюля. Наличие патрона в патроннике можно определить на ощупь по выступанию извлекателя.
Недостатки

Отдав дань достоинствам «Глока», перейду к недостаткам. Например, с точки зрения наших конструкторов, нецелесообразно корпус магазина изготавливать из пластмассы. Стальной технологичнее и компактнее.
Непонятно также, чем оправдан однорядный выход патронов двухрядного магазина. Без приспособления, которое прикладывается к каждому пистолету, такой магазин снаряжать не очень удобно. Кстати, зарубежные конструкторы еще со времен «Браунинга» обр.35 почему-то побаиваются применять двухрядный выход. Это касается и последних разработок, включая «Беретту».
Пожалуй, один из самых неудобных патронов для досылки — это отечественный 9-мм пистолетный, но и для него И. Стечкин отработал надежное досылание из магазина с двухрядным выходом. Так же поступил П. Сердюков в своей «Гюрзе». При двухрядном выходе условия досылки патронов в ствол ничуть не хуже, да и снаряжение проще, без каких-либо приспособлений.
Рамка имеет две оси, одна из которых пластмассовая (фиксирует пластмассовую колодку шептала с шептальной пружиной растяжения), другая — стальная (фиксирует стальной вкладыш, направляющий ствол). Оси слабо удерживаются рамкой — их можно вытолкнуть спичкой. Даже после недолгой эксплуатации они склонны к выпадению. Представляется, что при небольшой модернизации без этих осей можно обойтись (или лучшее — враг хорошего?).
  • 0
  • 23 марта 2020, 21:38
  • linker

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

Блоги, Выживание, Об австрийских пистолетах конструкции Гастона Глока