Go to content Go to navigation Go to search
lomasm-информационные технологии как связаться с lomasm it creative

НЕСКОЛЬКО ВЗГЛЯДОВ НА КРАСОТУ ИЛИ МОЖЕТ ЛИ АВТОМОБИЛЬ БЫТЬ КРАСИВЫМ?

ЛЕКЦИЯ. Ответ на этот вопрос на первый взгляд может показаться очевидным. Конечно может. Однако некоторые постулаты эстетики говорят об обратном (что, на мой взгляд, очень спорно): ни автомобиль, ни мотоцикл, ни велосипед, ни какое-либо другое техническое изделие красивыми быть не могут в принципе. Во-первых, по мнению специалистов придерживающихся этой точки зрения, потому что это не штучный товар. По их теории истинной красотой могут обладать лишь вещи, сделанные в одном, максимум в трех экземплярах. Если же совершенно одинаковых вещей много, то красоты в них нет. Другой довод эстетиков гласит: и автомобиль и мотоцикл и велосипед – дети технического прогресса, поэтому они не могут претендовать на почетное звание – красота. Это право может принадлежать только произведениям искусства, архитектуры, живописи. На самом деле причина этих убеждений своими корнями уходит в начало прошлого столетия. Дело в том, что на заре индустриализации, когда промышленное производство только зарождалось, промышленники пытались копировать изделия ремесленников, которые те изготавливали вручную. Но это копирование выглядело жалким подобием. Сделать изделие промышленным способом таким же красивым как у ремесленников не получалось. Из-за чего был сделан однозначный вывод: какие-либо вещи, произведенные с помощью техники уродливы по своей сути, «красотой в них и не пахнет». Между техникой и красотой на долгие десятилетия была проведена жирная черта. Техника с красотой не совместимы. Но время шло, с развитием производства появлялась насущная необходимость в придании вещам подобающего вида. Так появился промышленный дизайн. С развитием автомобилестроения появился автодизайн. К тому времени у производителей автомобилей уже сложилась определенная специализация. Кто-то занимался двигателями, кто ходовой, кто кузовами. Кузовщикам и приходилось выполнять роль автодизайнеров. В начале ХХ века автодизайн добрался и до нас (России). К слову, в России это происходило так: в 1918 году при отделе изобразительных искусств НарКомПроса был организован подотдел промышленного искусства, а в декабре 1920 Совнарком издал постановление о создании в Москве Высших Художественно-Технических мастерских (ВХУТЕМАС), которые готовили художников для работы в промышленности. Через 6 лет «ВХУТЕМАС» был преобразован во «ВХУТЕИН» (институт). Так вот с приходом этих самых художников в промышленность стало возможным делать вещи эстетичными и эргономичными. Впрочем, еще через 4 года набирающая силу диктатура пролетариата прикрыла этот источник мыслей «не по плану». Таким образом, в нашей стране о дизайне забыли почти на два десятилетия. Но всегда ли мы видим истинную красоту или же наши представления о красоте носят субъективный, бессознательный характер (в данном случае речь идет о красоте автомобилей). Что такое красота, и каким должен быть красивый автомобиль, впрочем, как и не красивый, известно каждому. И у каждого человека на этот счет свое мнение и представление о «красивости или «некрасивости». И это правильно. Никакие авторитеты не могут иметь здесь силы, ибо представление каждого человека о красоте имеют под собой очень прочное основание, название ему – шаблон красоты. А создается этот самый шаблон красоты с самого раннего детства и на протяжении всей жизни. Глядя на самые разные вещи, вы запоминаете их отдельные фрагменты и части, причем происходит все это помимо вашей воли, то есть бессознательно. Таким образом, с годами человек накапливает огромное количество отдельных элементов различных форм, которые по его представлению являются красивыми. А отложились они у него в памяти не потому, что он хотел их запомнить, а потому, что они поразили его своей новизной, конструкцией, стильностью… Причем это запоминание, то есть отпечатывание в памяти может зависеть от множества факторов, в том числе и от эмоционального состояния человека в этот момент. Я совершенно допускаю, что, например, красивейший автомобиль с точки зрения 99 человек из ста на сотого может не произвести никакого впечатления только из-за того, что в этот момент у него было плохое настроение. Получается, что, выстраивая отдельные элементы в подсознании в единое целое, у человека и складывается представление о том, как с его точки зрения должен выглядеть красивый автомобиль или какой-либо другой предмет (например, зажигалка, стул, дом…). Своеобразный «эталонный контур». На примере автомобиля это выглядит следующим образом. Вы видите новую разработку какого-либо автомобиля, и если увиденное вами соответствует вашему «контуру» вы говорите: да, это красивая машина. Иногда это расходится с вашим представлением и тогда вы думаете: вот если бы здесь приподнять поясную линию, поставить блок-фары другой формы или изменить решетку радиатора, то было бы, то, что надо. То есть идет постоянный процесс сравнивания объекта с вашим «эталоном». Но это не значит, что ваш эталон стоит на месте, он постоянно изменяется, трансформируется. С течением времени он может даже полностью измениться. Вспомните хотя бы какие автомобили вам нравились лет 8-10 назад и какие сейчас. Свое дело сделал «шаблон красоты». Любопытная особенность «шаблона красоты» заключается еще и в том, что он складывается только на основании того, что вы уже когда-то где-то видели, что уже кем-то создано и сделано. А создает внешний вид автомобиля кто? Правильно дизайнер. Получается, что именно дизайнеры и создают наши «шаблоны красоты». И происходит это как-то незаметно. И становится не по себе из-за того, что все ваши вкусы и представления созданы вовсе не Вами, а … тем дизайнером. От осознания этого начинаешь чувствовать себя заложником чьих-то мыслей и идей. Просто кто-то другой это придумал, а ты всего лишь сделал свой выбор. Все вышеописанное относится к теории восприятия красоты. На практике же все значительно сложнее. На деле в этот процесс вмешиваются совершенно разные факторы, с красотой абсолютно не связанные. Такие как мнение влиятельного и авторитетного для вас человека, полезность, имидж, темперамент, здравый смысл, интерес, самообман, симпатии, антипатии, предвзятое отношение и многие другие. И получается что в итоге мы воспринимаем не истинную красоту автомобиля, а всего лишь результат противоборства различных, в основном, посторонних факторов в подсознании. Тогда возникает вопрос: какие факторы считать «посторонними», а какие «истинными»? Тут мнения разделяются. Одни провозглашают «истинными» факторами пропорции, другие уникальность, эксклюзивность. Третьи говорят, что никакой красоты вообще не существует, просто удобную и красивую вещь мы назвали красивой. И подобные споры спецами от дизайна ведутся давно, а к единому мнению прийти не могут. Тут все зависит от того сможет ли человек избавиться от этих «посторонних» факторов, и посмотреть на автомобиль бескорыстно. Тут нужно учиться. С приобретением творческого опыта дизайнер в состоянии оценить то, что простому обывателю не понятно. А то, что восхищает обывателя, дизайнеру часто кажется скучным. Потому что обыватель обладает потребительским подходом, а дизайнеру важно оценить автомобиль с точки зрения замысла, идеи, заложенной в основу. Недаром ведь встречаются такие автомобили, увидев которые впервые обычный обыватель произнесет- «уродец», а дизайнер при виде этого же автомобиля назовет его шедевром, чувствуя при этом за собой комплекс неполноценности. По мне так красота должна связываться с ясностью замысла и простотой образа. Вспомните к примеру рецензии дизайнеров и обывателей на появление в гамме автомобилей фирмы «MERCEDES-BENZ» нового поколения Е-класса. Многие дизайнеры были в восхищении, а потребители, привыкшие за долгие годы к консервативно-строгому дизайну мерседесов прочили этому проекту скорую кончину. Чего только не говорили об этом проекте -«Что, на «Мерседесе» нормальных дизайнеров не осталось? Да такую машину никто не купит…. Начали было суетиться акционеры – не пора ли в срочном порядке менять руководителей, пока их политика не привела к краху компании? Приходится только догадываться чего стоили все эти рецензии смелому и дальновидному шеф-дизайнеру «Мерседеса» Бруно Сакко, возглавлявшему этот проект. А что мы видим теперь? Судя по статистике продажи Е-класса идут достаточно успешно. Более того теперь Е-класс своего рода эталон для подражания для некоторых других производителей автомобилей. Знающие люди со мной, я думаю, согласятся. В заключении, чтобы вы вкусили кусочек «истинной» красоты, предлагаем полюбоваться некоторыми (по нашему мнению) из самых красивых автомобилей всех времен и народов. Полюбоваться бескорыстно. А. Идиятуллин.