Go to content Go to navigation Go to search

Золотая рыбка в сети.

Владислав Шершульский. Российские компании по-прежнему остаются на обочине
информационной магистрали. Разговоры о грандиозных деловых перспективах Интернета не
утихают который год. Но до недавнего времени сеть приносила
солидную прибыль только фирмам, обеспечивающим доступ,
производителям модемов, а также телефонным компаниям. В остальных
же сферах экономическая отдача сети, к сожалению, отставала от
сделанных несколько лет назад радужных прогнозов. Громким и
удручающим был провал первых профессиональных развлекательных
Web-серверов, на создание которых ведущие компании в области средств
массовой информации тратили больше, чем на традиционные бумажные
журналы. Собираемой рекламы в 1995-1996 годах хватало, чтобы
покрыть 30-70% расходов на создание и поддержание сервера. Два года
никакие статистические данные не могли убедить рекламодателей. Но сейчас ситуация меняется. Первое полугодие 1997 года — практически первый отчетный
период, который защитники Интернета могут считать по-настоящему
успешным. Согласно опирающимся на итоги полугодия оценкам Forrester
Research, International Data Corporation и других исследовательских
организаций, объемы межкорпоративной торговли через Интернет в 1997
году должны составить 8 миллиардов долларов, а объем продаж
конечным покупателям — превысить 5 миллиардов. Налицо более чем
двукратный рост за год. Причем эти данные отражают только полностью
сетевые продажи, когда выбор товара, оформление заказа и оплата
осуществлялись через компьютеры, подключенные к Интернету, и Web-
серверы. (Еще два года назад консалтинговая компания Дэвида Скирмэ
предсказывала, что через Интернет в 1996 году пройдет всего 500
миллионов долларов и 6 миллиардов в 2000 году.) Наконец стоимость и объемы размещения рекламы на Web-
серверах стали расти. На этот новый вид рекламы, согласно данным
отчета Cowles/Simba, во втором квартале 1997 года только в США ушло
133,3 миллиона долларов (на 56,8% больше, чем в первом). Прогноз на
год — 445 миллионов долларов (рост примерно в три раза). 45% этого
пирога проглотили ведущие поисковые системы, 35% — серверы,
рассчитанные на широкую аудиторию, 20% — службы новостей в
Интернете. Эти суммы на первый взгляд не столь уж велики, однако
значительную часть рекламы, предпродажного консультирования и
сопровождения компании осуществляют непосредственно через
собственные Web-сайты, что в приведенную статистику не попадает. В этом году как никогда бурно росли самые разнообразные
коммерчески ориентированные сервисы, от ставшего уже классическим
делового центра Downtown Anywere Inc., предоставляющего торговые
места в Интернете десяткам независимых компаний (от производителей
стали до торговцев бейсболками и цветами), до PC Financial Network Inc.,
специализирующейся на предоставлении индивидуальным вкладчикам
услуг по сетевому управлению капиталом. Последняя компания начинала
в 1988 году как скромный поставщик простейших деловых услуг через
BBS (сетевой информационный узел, как правило, не связанный с
другими) и стала общенациональной благодаря Интернету. 1 августа она
объявила о таких масштабах своих операций: 19 миллиардов долларов
доверенных через Интернет инвестиций, а также 2,8 миллиарда долларов
единовременно на 300 тысячах онлайновых счетов. Финансовое управление через Интернет уже давно не является
прерогативой США или Франции с Германией. Если читателю сервис в
этих странах кажется слишком далеким от российских реалий, можно
привести в пример близкую Чехию, где значительная часть специальных
реституционных счетов, через которые граждане страны получают
компенсации за реквизированную в эпоху социализма собственность,
управляется через Интернет. В первый год XXI века объем сетевой торговли должен
значительно превысить 200 миллиардов долларов. В эту сумму не
включена стоимость традиционных операций с кредитными карточками,
которые сейчас частично, а 2001 году практически полностью будут
осуществляться через Интернет. Стоит ли доверять прогнозам оптимистов? Вероятно, да, если
учитывать, что и политики стали более восприимчивыми к возможностям сети. Свободная зона на каждом рабочем столе. Настоящая сенсация случилась 1 июля 1997 года, когда Билл
Клинтон объявил специально приглашенной в Белый Дом избранной
публике об Инициативе в области электронной коммерции. Надо сказать, что администрация США долго чинила
препятствия экспорту надежных систем шифрования за пределы США,
подрывая репутацию Интернета как среды ведения бизнеса. Много шума
наделал в свое время и рожденный с благословения президента
смехотворный Акт о пристойности в Интернете, позволявший возложить
ответственность за содержание пересылаемой информации на тех, кто
обеспечивает ее передачу (представьте, что телефонные компании несут
ответственность за содержание разговоров!). Были сообщения и о том,
что в недрах администрации два года тайно работала комиссия,
изыскивавшая возможности ввести специальный налог на электронные
транзакции. Теперь правительство Штатов, остающихся бесспорным лидером
в области информационных технологий, отказалось само и призвало
других отказаться от введения налогов и пошлин на все виды
коммерческих операций через Интернет (включая оказание услуг и
продажу товаров). Первые официальные отклики на американскую
инициативу поступили из штаб-квартиры ЕС. По мнению ее
представителей, многие предложения Клинтона близки к собственным
идеям европейцев и могут быть быстро воплощены в конкретные
национальные и международные правовые акты. Действительно, в
ноябре 1996 года на конференции III Генерального директората ЕС по
программе ESPRIT (Европейская стратегическая программа
исследований и разработок в информационных технологиях) в
присутствии президента Европейской комиссии Жака Сантера были
сформулированы аналогичные принципы превращения Интернета в
международную систему торговли и финансовых операций. 9 июля
представители сорока государств, в том числе и России, приняли наконец
декларацию против введения налогов на Интернет. Что заставило президента США столь резко изменить взгляд на
Интернет, в общем ясно. В первой половине 1997 года под влиянием
мажорных полугодовых отчетов крупнейших мировых компаний индекс
Доу-Джонса впервые превысил отметку 8000 пунктов. Все аналитики
согласны, что этот рост определялся в первую очередь успехами
компьютерных и софтверных компаний, сообщивших о росте продаж в
мире на 16 и в США на 20%. В 1997 году компьютерная индустрия
впервые заявила о себе как о действительно определяющей отрасли
мировой экономики, а расширение доступа и способов использования
Интернета было лейтмотивом технических, экономических и
маркетинговых усилий всех ведущих компаний. Не исключено, что возымел действие и элемент шантажа. Ряд
компаний объявил о создании не зависимых от американских
производителей, но удовлетворяющих необходимым международным или
американским стандартам программных средств шифрования. А
некоторые государства (легко догадаться, что их перечень почти
полностью совпадает со списком стран, предоставляющих
предпринимателям офшорную базу) согласились размещать на своей
территории техническую базу надежных финансовых Web-сервисов. Однако можно привести немало других аргументов в пользу
создания всемирной системы электронной торговли. ЕС считает ее
важным средством смягчения противоречий, вызванных переходом к
общеевропейской валюте. Новые агрессивные высокотехнологичные
компании из Юго-Восточной Азии, Индии и России считают такую
систему шансом выйти на мировой рынок услуг и каналом доступа к
инвестициям. Крупные транснациональные корпорации рассчитывают
снизить издержки при освоении новых перспективных рынков и
уменьшить расходы за счет привлечения к кооперации партнеров из
новых индустриальных стран. Ожидается заметное увеличение скорости
оборачиваемости финансов и вовлечение новых ресурсов в биржевой
оборот. В общем, некоторые наблюдатели сравнивают инициативы ЕС и
США с предыдущим, не менее сенсационным событием — подписанием 13
декабря 1996 года в Сингапуре на конференции ВТО декларации о
создании международной зоны свободной торговли в области
информационных технологий. Если хотя бы часть этих предложений
станет реальностью, Интернет может стать технологической средой для
ведения бизнеса еще до наступления XXI века. И тогда можно будет
ожидать действительно больших инвестиций и огромных прибылей. Важно отметить, что на уже упоминавшейся ноябрьской встрече в
Брюсселе была достигнута договоренность о приглашении
представителей научных и высокотехнологичных предприятий СНГ во
все программы ЕС, включая и закрытые для нас в годы холодной войны,
такие, как ESPRIT. Однако этого слишком мало, чтобы Россия не
осталась в стороне, в то время как весь мир будет пожинать плоды
экономической революции в сети. Интернет по-русски. Сейчас в Интернет можно попасть с 300-400 тысяч компьютеров
России и СНГ, до конца года это число еще вполне может удвоиться. При
благоприятных условиях русская аудитория Интернета может оказаться
значительно больше, например, немецкой, на которую сейчас направлено
такое внимание крупнейших сетевых информационных служб. Но
внимания ей уделяют куда меньше. В России уже представлено большинство разновидностей Internet-
сервисов. Некоторые (службы новостей, например) уже освоены и почти
не уступают американским. Другие находятся в зачаточном состоянии,
хотя уже вскоре могли бы приносить неплохие доходы. Для примера
разберем ситуацию с двумя сферами бизнеса, которые в России можно
считать самыми отстающими в освоении сети, — финансовых услуг и
рекламы. Известно, что множество популярных Интернет-сервисов ведут
переговоры с банками и брокерскими конторами о проведении на своей
базе совместных экспериментов по расширению спектра деловых услуг
российским пользователям Интернет (портфельные инвестиции и т. п.).
Однако, если на западе финансовая деятельность через Интернет уже
приносит реальные доходы, в России она остается в стадии
экспериментов. Более того, считается, что оказание финансовых услуг
через Интернет не имеет в близком будущем перспектив в России… Так ли
это? Откуда внезапно взялись первые сто тысяч пользователей
Интернет? Парк домашних компьютеров велик и быстро растет, но не все
их покупатели тут же становятся пользователями сети. Основными
пользователями являются корпоративные клиенты. Парадоксально, но
малые офисы России более компьютеризованы, чем, например,
американские (правда, таких офисов у нас меньше). Причем от 5 до 15%
общего числа таких контор (в зависимости от региона и профиля
деятельности) вообще приобрели модемы именно для связи со своими
банками. Эксперименты с самодельными системами оказания банковских
услуг по телефону оказались не вполне удачными, но Интернет позволяет
вдохнуть новую жизнь в эту идею. Так, есть много резонов, чтобы быть
клиентом нескольких банков в разных регионах. Имеет свои плюсы и
ориентация на богатых и корпоративных клиентов. Перспективным было
бы попытаться предоставить им полный спектр услуг, включая,
например, дистанционное создание виртуальных офшорных фирм
(работа через Интернет привлекает относительно мало ненужного
интереса посторонних). Большинство банков не готовы работать в таком режиме, в
частности из-за боязни утечки информации. Однако об шифровальных
системах мы уже говорили. Стоит, кстати, отметить, что администрация
США не возражает против экспорта, а следовательно, сертификации и
применения средств шифрования с так называемыми длинными ключами
(например, 128 бит), что значительно повышает степень защиты
информации. Второй провал — реклама, о которой в российской сети пока
имеет смысл говорить только как о неиспользованной возможности для
одних и упущенной прибыли для других. Самые заслуженные Web-серверы России уже могут похвастаться
несколькими десятками тысяч постоянных читателей. Это неплохо по
сравнению, например, с бумажной деловой прессой, хотя, разумеется, еще
слишком мало, чтобы сравнить их с телевидением. Однако если
сравнивать качественные показатели аудитории Интернет и
телеаудитории, то предпочтение во многих случаях может быть отдано
первой. Российская аудитория Интернета, если не считать количества и
абсолютного уровня доходов, по остальным параметрам практически не
отличается от американской. Типичные читатели Web-сервисов
относятся к активному в социальном и экономическом отношении слою
населения, склонны к поиску новых возможностей для развития личности
и бизнеса, а также в целом позитивно относятся к проводимым в России
реформам. Неудивительно, что их уровень жизни в основном выше
среднего. Таким образом, Интернет уже стал благоприятным полем для
рекламы товаров, предназначенных для обеспеченной аудитории. Почему
ее там нет? Да потому, что рекламщики явно недооценивают
возможности сети и просто не знают о качественном составе аудитории
даже крупнейших серверов. Дело это для России абсолютно новое, и в
стране просто нет специалистов, которые могли бы такой рекламой
заниматься. Мешает и то, что у нас не устоялся уровень цен на рекламу
через Интернет и предлагаемые разными сайтами условия трудно
сопоставимы. К тому же создатели серверов, вышедшие, как правило, из
технократической среды, плохо представляют себе принципы работы с
рекламой, и основные их доходы составляет плата за подключение к сети
и за эксплуатацию каналов связи. Судя по тому, что в своем развитии российский Интернет в
общем повторяет этапы развития мировой сети, появление рекламы на
страницах популярных Web-серверов могло бы стать столь же
привычным фактом, как и на страницах журналов и газет, уже примерно
через год-два. Конечно, речь не идет об объемах, сопоставимых с
объемами рекламы, привлекаемой такими популярными во всем мире
серверами, как Yahoo (по некоторым прогнозам, до миллиарда долларов
к 2000 году). Однако говорить о сотнях тысяч долларов было бы вполне
реально, но сейчас в России не готовы даже к этому.