Интернет-магазин. Опыт создания и основные проблемы
Что подразумевается под понятием «Интернет-магазин»?
Полноценный интернет-магазин представляет собой три основных вида деятельности:
Web-сервер интернет-магазина (каталог товаров, поиск и т.д.). Включает в себя деятельность по поддержке, обновлению информации и развитию Web-сервера;
Прием и осуществление On-line платежей. Обеспечение движения информации о платежах клиентов от нажатия пользователем кнопки «Submit» до процессингового центра, обеспечение необходимого уровня защиты данных.
Поставщик товаров и услуг, предлагаемых в интернет-магазине и служба доставки; Получение и обработка заказов, обеспечение доставки заказов по пользователя (покупателя).
Проблемы развития электронной коммерции в России
Любой «обычный» магазин создается с целью получения прибыли путем осуществления торговли теми или иными видами товаров или услуг. Это стандартная цель, которая мотивирует развитие торговой сети. Интернет-магазины существенно сокращают накладные расходы на осуществление торговой операции (например, полное отсутствие торгового зала). Помимо этого, интернет-магазины доставляют принципиально новый сервис пользователям – возможность покупки без посещения магазина.
В Интернет примерно такая же ситуация, особенно в развитых Интернет-регионах (например, США). Для создания интернет-магазинов любого качества уже существуют и применяются стандартные инструментальные средства и протоколы передачи информации. (MS Commerce Server, Oracle Internet Commerce Server и др.). Можно сказать, что сформировался рынок интернет-магазинов (электронной коммерции), оборот которого составил в США в 1997г. порядка 2 млрд. долларов.
В российской части сети Интернет, на сегодняшний день, присутствует принципиально иная ситуация, обусловленная следующими основными проблемами:
«Емкость» российской части сети Интернет.
Правовое регулирование данного рода деятельности, существующие ограничения.
Причем первое, является основным ограничением развития электронной коммерции.
В настоящий момент число пользователей, подключенных к Интернет в режиме On-line, по самым смелым оценкам, составляет 200-250 тысяч человек. Это составляет примерно 0,1% населения России. В США – 35-38%.
Суммарное число кредитных карточек примерно 2 млн. Среди них международных (VISA, MasterCard) – порядка 100 тыс.
По понятным причинам, пользователи Интернет и владельцы международных кредитных карт не сильно пересекаются.
Таким образом, инвестиции в крупные проекты интернет-коммерции – дело будущего.
О правовых проблемах электронных транзакций много уже говорили или будет сказано на этой конференции, поэтому я не буду на них останавливаться.
Цели создания интернет-магазинов
Почему и зачем создают в России Интернет-магазины? На сегодняшний день существует несколько десятков серверов, содержащих Интернет-магазины, которые полноценными интернет-магазинами не являются. Их скорее можно назвать «Каталогами заказов» товаров и услуг, то есть в них отсутсвуют электронные платежи.
Надо заметить, что создание (разработка) и первоначальное наполнение магазина занимает меньшую часть затрат. Основные затраты приходятся на поддержку магазина в актуальном состоянии, а также на прием и обработку заказов.
Существует, по нашему мнению, две основных причины создания Интернет-магазинов:
«Интересно»
Занять нишу
Надо заметить, что в эти цели, напрямую, редко входит получение реальных прибылей от оборота Интернет-магазина.
Рассмотрим подробнее каждую из указанных причин.
Интересно
Было вызвано лавинообразным развитием Интернет-коммерции в США. В этих магазинах, чаще всего, были представлены собственные товары и услуги. Основная цель создания такого рода магазинов была «Первый» интернет-магазин в России. В целом уже прошло.
Занять нишу
Все более менее серьезные проекты по созданию интернет-магазинов направлены именно на решение этой задачи.
В любом случае, создание сегодня интернет-магазинов преследует те или иные цели на будущее. Больших и дорогих проектов сейчас нет и в ближайшее время не будет, однако активная подготовка к завтрашнему дню идет сегодня, причем достаточно активно. Примером тому служит сегодняшняя конференция.
Типы Интернет-магазинов
«Эксклюзивный»
Эти магазины чаще всего создаются крупными торговыми компаниями и, соответственно, содержат собственный ассортимент товаров. Отличаются от продуманностью и качеством реализации.
Цель создания такого рода магазинов проста – как можно более широко заявиться в сети Интернет, а также упрочить имидж постоянно развивающейся компании.
Создание хорошего магазина требует существенных затрат.
«Торговые центры»
Идея создания «Торговых центров» или «Web-супермаркетов» состоит в привлечении широкого круга поставщиков товаров и услуг, обычно мелких и средних компаний. Все товары «сортируются» по тематическому принципу, в результате чего формируется богатый ассортимент.
Основная цель – организация и раскрутка единого торгового интернет-центра, куда прежде всего должен обращаться пользователь в случае, когда у него возникла потребность что-либо приобрести через Интернет.
«Торговые центры» могут быть не типа «Супермаркет», а тематические. Например, «Продукты питания». Как показывает зарубежная практика, это наиболее удачный способ организации Интернет-магазина.
Опыт разработки
В феврале 1997 г. компания «Гарант-Парк» разработала и внедрила интернет-магазин фирмы «Партия».
Преследовались цели – «Интересно» и PR.
Вся организация Интернет-магазина – тому потверждение. Использовался простой и доступный интерфейс, большие и красочные картинки.
Почему именно «Партия»? – крупная известная фирма.
Маркетинговые мероприятия состояли из проведения рекламной кампании в сети Интернет и участие в выставках. Результаты: тысячи посещений в день, участие в этой конференции и многое другое.
