Go to content Go to navigation Go to search

Липкие листочки на дереве знаний. О новой концепции развивающей педагогики.

Как-то раз, сидя в ИОО (Фонд Сороса), для поболтать, мне в голову пришла замечательная мысль о будущей роли Интернет в регрессивной педагогике, которую я не преминул озвучить. Тогда это была простая догадка, но позже она получила неожиданное продолжение. Так вот. После долгого и нудного разбирательства на тему: Липкие листочки на дереве знаний. О новой концепции развивающей педагогики. “что делает фонд Сороса для начального и среднего образования?”, было выяснено, что вся его программа исчерпывается организацией семинаров на тему как дальше мы будем учить наших детей. Для того, чтобы проверить свою догадку, я немного полазил по своей базе данных и выдрал из нее некоторые материалы, касающиеся раннего дошкольного и раннего школьного обучения.

И надо признать сбылись мои самые дурные предчувствия. Как выяснилось, школьная педагогика один из самых травмирующих методов воспитания. Достаточно взглянуть на материалы комиссии Американского Министерства просвещения, еще в 60-х годах оценивавшей влияние педагогики на формирование творческого потенциала человека. Группа провела исследование нескольких десятков тысяч человек нормального здоровья и различного возраста и социального статуса и пришла к следующим выводам: дети дошкольного возраста, независимо от их национальности и социального статуса, в тестах давали до 17% нестандартных решений, процент которых после поступления в общеобразовательную школу в течение последующих 3-4 лет обучения плавно снижался до 3 % и оставался неизменным вплоть до глубокой старости.

Причем все изменения проходили в одном темпе и в одно время, рубежом которого было поступление в школу. Если ребенок шел учиться на год после наступления обусловленного законом срока, снижение неизбежно наступало, но только не так резко и не до такой величины, как у его сверстников. Лучше обстояли дела у неграмотных или не имеющих систематического образования. Но увы, ни первые, ни вторые не обладали должной квалификацией для занятия тех или иных государственных должностей.

Выводы комиссии были настолько разгромными, что основной из ее рекомендаций стало немедленное перенесение срока поступления в общеобразовательные школы с 6 до 7-8 лет. Это позволило бы в течение последующих 20 – 30 лет поднять интеллектуальный и творческий потенциал нации на несколько десятков процентов по сравнению с существовавшим в 60-х.

Разгорелся нешуточный скандал. Выводы комиссии были признаны ошибочными, а данные об исследовании засекречены вплоть до 2000 года. Впрочем, даже сейчас пока не удалось найти в сети ни одного из официальных источников по данной работе.

Что же касается российской действительности, то хотелось бы задать два вопроса: с чем связано введение 12-летнего образования и как предотвратить угасание творческой активности человека с возрастом.

Если первый вопрос иначе как риторическим не назовешь, то второй вполне можно попробовать решить.

Суть идеи такова. Если внимательно понаблюдать за ребенком, то основная его задача в этой жизни проведение множества маленьких, бессмысленных эмпирических экспериментов. И задача дошколькой и школьной педагогики дать ребенку инструмент, при помощи которого он мог бы зафиксировать свои бесполезные, с точки зрения взрослого, серьезного дядьки, исследования.

Ребенок, для того, чтобы сохранить непосредственное и актуальное восприятие мира, должен сам определить предмет исследования, найти его связи с внешним миром и зафиксировать их на будущее. Именно эти маленькие бесполезные заметки позволят ему, как в сеансе психоанализа, вернуться в свое творческое прошлое.

Это должно стать не банальным коллекционированием марок или выполнением домашнего задания. Главное в новой регрессивной педагогике ≈ дать человеку выход для его действительных сиюмоментных интересов. Он может изучать все. От дырок в заборе, листьев на просвет и шнурков до окурков и движения облаков со дна оврага. Главное ≈ прозрачная фиксация результатов, их последующий самостоятельный анализ и, самое важное, доказательство своих достижений ровесникам и взрослым.

Тут возникает ряд проблем, главная из которых – где и как фиксировать результаты этих микрооткрытий? По поводу вопроса Где? сомнений нет в Интернете. Каждый должен получать необходимое ему дисковое пространство, куда он будет складывать результаты своих детских открытий и наблюдений. Сложнее вопрос Как?. Система фиксации не должна опираться ни на какой из известных слоговых или знаковых алфавитов, должна быть до предела интуитивна и не требовать от ребенка сложных языковых навыков. Кроме того. Она должна обладать разветвленной символической и контекстовой системой поиска и анализа, не подразумевающей использования знаковых алгоритмов.

У этой системы будет еще одно замечательное свойство. Наконец человечество сможет обрести надежный и достоверный источник фиксации реального эмпирического опыта, часть из которого неизбежно теряется на пути образования.

Я не скажу, что создание данной системы – нечто простое, что можно решить без глобального координирования ресурсов. Так, в частности, стоит подумать о системе массового перемещения ресурсов по типу липкий листок от частного к общему хостингу, а также о вопросах авторского права, защиты информации от несанкционированного использования, и т.п.

Александр Ивлев

директор Некоммерческого Партнерства “Кам Ин”