Go to content Go to navigation Go to search

Автоматизированные информационные системы

В современной динамичной обстановке возникают проблемы, связанные с повышением эффективности и качества управления. Очевидно, что без достаточного информационного обеспечения невозможно принимать правильные решения, которые непосредственно влияют на развитие и жизнеспособность организации. Информация необходима для выработки любого решения, ее необходимо получить, переработать и передать потребителю. Все это определяет необходимость внедрения сложных систем сбора, обработки и анализа различной информации.
Информационная система (ИС) – организационно-техническая система, реализующая информационные технологии и предусматривающая аппаратное, программное и другие виды обеспечения, а также со-ответствующий персонал.
Целью любой информационной системы, независимо от области ее применения, программного и аппаратного обеспечения, является предоставление полной, достоверной и своевременной информации.
Информационные системы можно разделить на две основные группы: системы информационного обеспечения и системы, имеющие самостоятельное целевое назначение и область применения.
Системы (или подсистемы) информационного обеспечения входят в состав любой ИС. Они – важнейшие компоненты интенсивно развиваемых в настоящее время систем интегральной автоматизации производственных систем, систем автоматизированного проектирования, автоматизированных систем научных исследований и др.
К числу ИС самостоятельного значения относятся информационно-поисковые (ИПС), информационно-справочные (ИСС) и информационно-управляющие системы. Информационно-поисковые и информационно-справочные системы предназначены для хранения и представления пользователю информации (данных, фактографических записей, текстов, документов и т.п.) в соответствии с некоторыми формально задаваемыми характеристиками.
Для ИПС и ИСС характерны два этапа функционирования: – сбор и хранение информации; – поиск и выдача информации пользователю.
Специфичным для ИС является понятие структуры, которое раскрывает схему связей (физическая структура) и взаимодействия между элементами (логическая структура). Остановимся на этих понятиях.
Физическая структура ИС – это схема связей таких физических элементов, как технические средства, аппаратура узлов, собственно узлы и вычислительная техника, устанавливаемая в них. К основным компонентам физической структуры можно отнести узлы, каналы и линии связи.
Логическая структура ИС определяет принципы установления связей, алгоритмы организации процессов и управления ими, логику функционирования программных средств. В общем виде она определяет соединение и взаимодействие двух принципиально различных по назначению и функциям составных частей архитектуры ИС: множества автономных информационных подсистем (узлов) и множества средств их связи и взаимодействия (физических средств соединений). Обобщенная геометрическая модель физической структуры ИС определяет топологическую структуру ИС.
Более конкретный состав аппаратно-программных средств и схема их связей называются также конфигурацией ИС.
Под архитектурой ИС будем понимать согласованность всевозможных структур ИС. Так, при некоторой логической структуре, соответствующей принятой архитектуре ИС, может быть построено множество физических структур, влияющих на свойства и возможности системы. В свою очередь, логическая структура ИС в достаточной мере определяет свойства архитектуры ИС в целом.
По функционально-целевому и прикладному назначению существующие ИС можно разделить на две группы: общего пользования и специального назначения.
С общего пользования предназначены для различных сфер применения независимо от конкретного содержания данных, обрабатываемых в ИС. Средства, структура и функциональные возможности таких ИС оказываются одинаковыми для многих случаев применения и обеспечивают широкий диапазон услуг. Это, как правило, большие системы, использующие в каче-стве базовых коммуникационных подсетей государственные системы передачи данных. Практика использования сетей общего пользования привела к необходимости разработки программно-аппаратных средств, реализующих принципы открытости, универсальности сетей и типизации технических решений.
ИС специального назначения предназначены для решения задач в определенной предметной или ведомственной области.
Качество ИС можно оценить по следующим показателям: – общее число связей ИС, определяет потенциальную способность устанавливать взаимодействия между пользователями и распределенными ресурсами; – временные характеристики качества ИС, оценивают скорость обслуживания пользователя по следующим показателям: среднее время доступа, зависимое от размеров системы, удаленности пользователей, загрузки – системы запросами, поступающими от других пользователей; – среднее время обслуживания, показывающее время, затрачиваемое на обработку запроса пользователя в том или ином режиме и др.; – надежность обслуживания, характеризуется вероятностью безотказной работы ИС при взаимодействии с ней пользователя, удобством доступа в
обслуживании, а также наличием средств диагностики и резервирования, применяемых для улучшения качества обслуживания и повышения надежности; – достоверность передачи, сохранность и целостность информации; – возможность доступа к информационным и вычислительным ресурсам; обеспечивается математическими средствами и протоколами, гарантирующими функции вызова и активизации запрашиваемых ресурсов с учетом полномочий пользователя.
Автоматизированная информационная система Государственного противопожарного надзора (АИС ГПН) создается в целях повышения эффективности организации и осуществления государственного пожарного надзора на основе функционирования программно-аппаратного комплекса, способствующего внедрению современных информационных технологий и совершенствования процедур контроля и оценки результатов надзорной деятельности.
АИС ГПН представляет из себя многофункциональную информационно-поисковую систему, предназначенную для: – оперативного доступа к базам данных учета поднадзорных объектов, осуществления мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности с подготовкой предусмотренных законодательством Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности формализованных документов, получения статистики проверок и нарушений; – формирования и ведение федеральной, региональной и территориальной баз данных по объектам учета; – поиска информации по установочным данным в базах оперативного доступа.
АИС ГПН должна обеспечить: – поиск информации по установочным данным в базах оперативного доступа, – осуществление поиска по установочным данным в основных базах территориальных органов ГПН России; – синхронизацию базы данных оперативного доступа с территориальными базами данных на станциях синхронизации; – осуществление запроса в удаленные территориальные базы данных для формирования федеральной базы данных; – учет, анализ и обработку полученных сведений с последующим обобщением их в виде итоговых документов и дальнейшим доведением этих документов до территориальных органов ГПН России; – автоматизированный контроль выполнения управленческих решений и выданных предписаний; – автоматизированный контроль выполнения управленческих решений и предложений; – возможность расширения номенклатуры и объема получаемой и передаваемой информации, используемой в деятельности органов ГПН России.