Go to content Go to navigation Go to search

Газпром предлагает решение по кризису неплатежей

П.И.Родионов, зам. председателя Правления РАО «Газпром».

Послеобеденную часть конференции начал своим докладом «Интересы Газпрома в развитии местного самоуправления» Петр Иванович Родионов:
Газпрому интересно единое экономическое пространство и нормальное взаимодействие с территориальными и муниципальными образованиями. На территориях Газпром создает рабочие места, выплачивает зарплаты, поддерживает местную промышленность через заказы, подряды на работу. Газпром (из прибыли – в себестоимость включить не удается) поддерживает значительное число объектов социальной сферы. Передать эти объекты на баланс муниципальным властям не всегда получается.
Некоторые цифры. В общих российских показателях доля Газпрома составляет:

в ВВП – 6% (в промышленной части 8%),
поступления в бюджет – 20%,
налоговые поступления > 30%,
валютная выручка – 20%.
Долги Газпрому – задержка выплат за энергоносители – бюджетных организаций федерального уровня – более 2 лет. Оптовые цены отпуска газа в России приблизительно $11/за 1000 м3, в Европу $130/за 1000 м3. В данной цене 50% составляют налоги.
Основные проблемы:
По бюджетам есть два аспекта:
Во-первых, при неполучении бюджетных средств из центра, на территориях перестают расплачиваться за газ. Во-вторых, некоторые территории в принимаемых бюджетах закладывают значительно меньшие траты на энергоносители, чем реально требуемые. При этом справедливо считают, что энергоносители поставлять все равно будут. Все это ведет к неплатежам за энергоносители. В этих условиях Газпром вынужден сокращать добычу и подачу газа (в этом году до 30%). Подсчитано, что на каждый рубль инвестиций в Газпром, промышленность получает рост до 4 рублей.
Для разрешения кризиса неплатежей Газпром предлагает замкнутую схему целевого кредитования правительства – стандартная схема расшивки неплатежей: 1. Газпром а) выпускает товарные газовые облигации, б) дает денежный кредит Минфину под выпуск данных облигаций. 2. Минфин а) выпускает данные облигации, б) передает данные облигации в регионы для расплаты за энергоносители с Газпромом и РАО ЕЭС. 3. Бюджет рассчитывается за энергоносители данными облигациями с Газпромом и РАО ЕЭС. 4. РАО ЕЭС рассчитывается облигациями с Газпромом. 5. Газпром платит налоги живыми деньгами -> Минфин. 6. Минфин возвращает кредит.
Таким образом, вместо денег выдаются целевые талоны для расплаты исключительно за данный вид услуг. Схема нерыночная, единственная задача – борьба с нецелевым расходованием живых денег.