Go to content Go to navigation Go to search

Рынок любит конкуренцию.

Людмила АШИТОК. Министерству по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в этом году исполнится 10 лет. В Архангельске территориальное управление МАП России создано было 8 лет назад. Сегодня здесь работают 20 специалистов, часть из которых имеют по два высших образования, как правило, юридическое и экономическое. Они осуществляют государственную политику в области конкуренции, защиты прав потребителей, контроля за монополистической деятельностью и в сфере рекламы на территории двух субъектов РФ - Архангельской области и Ненецкого автономного округа. В эти дни управление подводит итоги своей деятельности за первое полугодие 2000 года. Прокомментировать их мы попросили его руководителя Валентину Дмитриевну ЛОСЕВУ. Монополисты – под контролем. – Хочу прежде всего подчеркнуть, что мы «вооружены» в своей работе Конституцией России, Гражданским Кодексом и законами «О конкуренции», «О рекламе», «О защите прав потребителей», «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», «О естественных монополиях» и рядом других. За первое полугодие 2000 года наше управление рассмотрело 35 дел о нарушении антимонопольного законодательства. Это несколько меньше, чем за такой же период 1999 года, к тому же факты нарушения признаны не во всех случаях. Самый яркий пример нарушения антимонопольного законодательства - недавний. Когда части абонентов в Архангельске стали поступать двойные счета за телефонные переговоры от ОАО «Артелеком» и АГТС. По инициативе теруправления было возбуждено дело в отношении этих предприятий, и в результате разбирательства выдано предписание ООО АГТС о прекращении нарушения прав пользователей услуг связи. – Одним из важнейших направлений нашей деятельности остается предупреждение конкретных случаев концентрации, которые могут привести к ограничению конкуренции и усилению доминирующего положения того или иного хозяйствующего субъекта на товарном рынке. В первом полугодии было рассмотрено 18 уведомлений от юридических лиц о создании коммерческих организаций, а также 26 уведомлений (или ходатайств) от юридических и физических лиц, из них 15 – на приобретение более 20% голосующих акций в уставных капиталах различных обществ. К сожалению, сравнивая эти показатели с 1999 годом, можно говорить о снижении в дава раза инвестиционной деятельности в области. Пакеты акций, в основном, приобретались у предприятий ЛПК, несколько сделок было осуществлено между субъектами, работающими в сфере агропромышленного комплекса и транспорта. Следует отметить продолжающийся процесс создания вокруг лесоперерабатывающих предприятий, выпускающих конечную продукцию, лесозаготовительных структур. Крупные предприятия приобретают акции леспромхозов и создают новые производства, вследствие этого происходит изменение потоков поставок древесины. Данная политика предполагает участие стабильных крупных предприятий в инвестировании тех, кто находится в сложном финансовом положении. При каждом обращении теруправление в соответствии со ст. 17, 18 Закона «О конкуренции» рассчитывает долю на рынке предприятий, входящих в существующую группу. До настоящего времени доля на рынке каждой из группы предприятий, ориентированных на определенных крупных переработчиков древесины, не превышала 35%. Кто хозяин на рынке? – Надо заметить, мы строго ведем региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Сегодня их насчитывается 102, основу составляют пищевики – 42. Причиной исключения их из реестра является или ликвидация или снижение доли в связи с развитием конкуренции на рынке. За полугодие исключено было 16 предприятий, а новых не включалось. В первом полугодии с выездом на предприятия были обследованы АО «Северянка» и АО «Сполохи». «Северянка» – единственный в области производитель обуви, и теруправлению стало известно, что происходит «скупка» акций этого предприятия. Процесс был взят под контроль, изучена финансово-хозяйственная деятельность, конкурентоспособность выпускаемой продукции. В результате выработан ряд предложений по поддержке предприятия. Значимым событием на рынке недропользования стало создание некоммерческой организации «Союз геологов и нефтяников Севера», ходатайство было удовлетворено, но при этом предложены определенные правила поведения предприятиям, входящим в объединение. При рассмотрении ходатайств и уведомлений по особо значимым для экономики региона сделкам, оказывающим влияние на конкурентоспособную среду, наше управление информирует о них администрацию области, региональные структуры федеральных органов, органы местного самоуправления. При этом окончательное решение принимается с учетом их мнения. За отчетный период нами были проанализированы два товарных рынка – сюрвеерских услуг и тальменских услуг с целью включения хозяйствующих субъектов в Реестр, сегодня теруправление по решению Коллегии МАП России приступило к анализу рынка транспортных услуг по перевозке грузов водным транспортом в районы Крайнего Севера. Власть – не ограничивай конкуренцию! – Управлением проводится работа по предупреждению и пресечению актов и действий органов исполнительной власти области и НАО и органов местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции. В первом полугодии на согласование от администрации области, областного Собрания депутатов, мэрии Архангельска и других ведомств к нам поступило 36 проектов. Отклонено 9, в 12 внесены изменения и дополнения, остальные – согласованы. Много проектов поступает по вопросу регулирования реализации алкогольной продукции. За эти полгода их было 4 и только 1 - согласован. Так, например, признано незаконным введение на территории области обязательной маркировки алкогольной продукции марками безопасности Архангельской области. В целом, по сравнению с 1999 годом, в теруправление поступило на согласование на 28 проектов меньше. Однако меньше стало и тех, на которые даны отрицательные заключения. Все это свидетельствует о повышении уровня подготовки документов. Теруправление приняло участие в подготовке соответствующих частей «Программы социально-экономического развития Архангельской области на 2000-2005 годы», активно занималось совместно с администрацией области и Фондом развития и поддержки малого предпринимательства («Форпост МП») разработкой Программы государственной поддержки малого предпринимательства в области на 2000 год. Словом, стараемся работать с властью на конструктивной основе, и это, нам кажется, удается. Малый бизнес под попечением управления. – Представитель нашего управления входит в состав Попечительского совета «Форпост МП», мы заключили трехстороннее соглашение с областным комитетом госстатистики и областным управлением Министерства РФ по налогам и сборам о проведении сплошного статистического наблюдения субъектов малого бизнеса. На территории области, по состоянию на 1 апреля, их насчитывается 4775, здесь занято около 40 тысяч человек, а в целом, с учетом предпринимателей без образования юридического лица, – 95 тысяч. В одном Архангельске к разряду малых относят 38,4% предприятий. Основные виды деятельности – торговля, строительство и промышленность. Большинство из них работают прибыльно. Хочу отметить, что в этой сфере, по сравнению с прошлым годом, наблюдается 15-процентный рост работающих. Это говорит о том, что малый бизнес активно противостоит безработице, превращается в заметную сферу занятости населения. Сегодня у нас зарегистрировано также 15 малых инновационных предприятий, которые производят совершенно новую продукцию - лекарственные и косметические средства из трав и морских водорослей, хлеб с лечебными добавками, меховую рабочую одежду для Севера и т.д. Создан «Бизнес-инкубатор», организуются выставки, конференции, семинары. Но несмотря на определенные результаты, уровень деловой активности и развития малого предпринимательства в области, по нашему мнению, недостаточен. Основной фактор сдерживания – несовершенство законодательной базы. А также – высокие ставки кредитов, рост платы за аренду помещений и оборудования, нехватка эффективных объектов инфраструктуры. У контролирующих органов нет точной информационной базы данных как о самих малых предприятиях в регионе, так и о имеющихся резервах, неиспользуемых сырьевых ресурсах. Отсутствует информация и о грантах, получение которых помогло бы развитию малого бизнеса. Думаю, только совместными усилиями всех заинтересованных ведомств и органов власти малый бизнес начнет устойчиво развиваться. Потребитель всегда прав. – Одним из животрепещущих вопросов является контроль за реализацией законодательства о защите прав потребителей. Кстати, мы постоянно обращаемся к главам муниципальных образований о расширении или создании местных органов по защите прав потребителей, например, в мэрии Архангельска всего два сотрудника занимаются этим, что, явно, на город с 350 тысячным населением недостаточно. Приоритетами в работе по защите прав потребителей для нас являются, прежде всего, просвещение населения, оказание практической помощи потребителям в решении возникающих проблем, досудебная и судебная защита их прав, предупреждение и пресечение фактов нарушения законодательства продавцами и исполнителями услуг, изучение процессов, происходящих на рынке жилищно-коммунальных услуг, т.к. именно по ним больше всего поступает обращений и жалоб. Мы также осуществляем контроль за ходом выполнения областной «Программы совершенствования системы защиты прав потребителей на 1997-2000 годы». В области действует 6 общественных объединений потребителей, 2 – в Архангельске и по одному – в Новодвинске, Котласе, Коряжме и Устьянском районе. В первом полугодии в работе у нас находилось 48 письменных обращений, наибольшее число – 24 – от потребителей жилищно-коммунальных услуг, 11 – от граждан, приобретших товары с недостатками, другие касаются конфликтов в связи с предоставлением некачественных бытовых, финансовых услуг и услуг связи. Непосредственно в управление обратилось 777 жителей Архангельска с просьбой дать консультацию, оказать помощь в подготовке претензий или исковых заявлений в суд. Замечу, что конфликтные ситуации без суда чаще разрешаются в сфере торговли, а вот в оказании коммунальных услуг необходима только судебная защита. 102 человека обратились за 6 месяцев с жалобой на услуги телефонной связи. Это, в частности, связано с тем, что ООО «Архангельская ГТС» нарушило договорные сроки установки телефонов и начала оказания услуг связи. Претензии были признаны обоснованными и удовлетворены в основном в добровольном порядке. Всего за прошедшее полугодие мы провели 22 проверки хозяйствующих субъектов, выявлено 21 нарушение, половину которых составили неполная информация о продавце, исполнителе, изготовителе, возбуждено 3 дела. Мы также провели анализ соблюдения нормативных показателей температуры теплоносителя Архангельской и двумя Северодвинскими ТЭЦ в отопительный период 1999-2000 года, который показал низкое качество представляемой ими услуги. Управление будет ставить перед мэриями городов вопрос о снижении платы населению за некачественное отопление. А, например, анализ устных обращений граждан показал, что наибольшее число жалоб на качество обуви, особенно женской – их в первом полугодии было 119, растет число жалоб и на некачественные услуги связи и на коммунальные услуги. Вот опять на неопределенный срок отключена горячая вода в Архангельске… Больше гласности! – Работа управления многогранна, и можно привести еще немало примеров нашей деятельности – это и антимонопольный контроль на рынке банковских и страховых услуг, участие в реализации тарифной политики, контроль организации и проведения торгов по закупке продукции для госудасртвенных и муниципальных нужд, пресечение недобросовестной конкуренции и контроль за соблюдением законодательства о рекламе… Возможно, все это станет предметом более детального рассмотрения в других публикациях вашей газеты. Мы уверены, что, чем больше будет гласности в освещении деятельности теруправления, тем меньше будет возникать проблем, конфликтных ситуаций на потребительском рынке области.

Телекоммуникации (обзор)