Go to content Go to navigation Go to search

Информационные технологии в системе повышения эффективности образовательного процесса

Образовательная система, как и любая отрасль человеческой деятельности на протяжении своего существования претерпевает ряд эволюционных преобразований. В эволюции образовательных технологий можно выделить следующие характерные этапы и организационные формы: – «индивидуальный» способ обучения, суть которого состоит в том, что более опытный («Учитель», «Мастер») путем показа или диалога передает свои профессиональные знания и умения менее опытному («Ученику») в темпе познавательных способностей последнего. Этот способ был единственным в эпоху ручного труда, он господствовал в течение многих тысячелетий, существует и в настоящее время в виде индивидуальных консультаций, репетиторства, экзаменов; – «групповой» способ обучения, сущность которого состоит в том, что один («Учитель») говорит, а остальные («Группа учеников») слушает (естественно молча – диалог здесь уже невозможен). Этот способ появился как реакция мировой образовательной системы на потребности научно- технического прогресса ещё в средние века.


Для его реализации были «изобретены» университеты, аудитории, профессора, доценты, ассистенты, лекции, семинары, практикумы, сессии, экзамены и все остальные атрибуты современной высшей школы.


Увеличение доли интеллектуального труда в эпоху механизации производств привело к тому, что уже к началу ХIХ века групповой способ стал господствующим, поскольку только он мог обеспечить все возрастающие потребности научно-технического прогресса в массовой подготовке специалистов.


Вся мощь педагогической науки, психологии, технических средств обучения с тех пор были направлены на совершенствование группового способа обучения. Тем не менее с середины ХХ века, с началом эпохи автоматизации взгляды на способы обучения начинает меняться. В частности, применение группового способа обучения имеет два основных недостатка: невозможность обеспечить одинаковую скорость усвоения материала обучающимися и как следствие подачи материала преподавателем; невозможность обеспечения мысле-речевой деятельности обучающихся. Для решения первой проблемы группового способа обучения с успехом могут применяться информационные технологии. Смысл решения проблемы состоит в том, что с помощью компьютерных программ учебная информация по индивидуальным запросам, то есть в соответствии с темпом усвоения знаний каждого из студентов выдается последним в виде небольших фрагментов.


Одним из примеров возможности консультирования может стать сайт учебный сайт http://www.soloby.ru на котором студенты могут оставлять свои заявки и получать на них ответы по интересующим вопросам


После изучения очередного из них происходит компьютерный контроль степени его усвоения и только после успешного тестирования студент переходит к следующему фрагменту. Таким образом, в компьютерных технологиях удается объединить преимущества индивидуального способа обучения (индивидуальный подход к каждому обучающемуся) и группового способа обучения (массовость обучения). Вместе с тем применение такого метода обучения не решает второй проблемы группового способа – отсутствия мысле-речевой деятельности. А ведь умения «слушать» и «говорить», эффективно работать как в малой группе, так и в большом коллективе, являются все более весомыми компонентами качества профессиональной подготовки. Более того, педагоги и психологи подчеркивают, что познавательная деятельность существенно активизируется благодаря полиморфизму общения и единству мыслительной и речевой деятельности.


Практическое применение данного метода (обучения в парах сменного состава) показало повышение эффективности обучения от 1.5 до 3 раз! Рассмотрим пример возможного применения данного метода в рамках обучения на военном факультете студентов по программе офицеров запаса. Группа из 20 человек делится на 10 пар (1-й со 2-м, 3-й с 4-м и т.д.). Материал подаваемый для усвоения делится на несколько частей. Для примера: – основные ТТХ радиостанций; – классификация радиостанций; – ТТХ радиостанции Р-123; – ТТХ радиостанции Р-130; – и т.д. Количество модулей может быть различно, в зависимости от количества подаваемого материала и времени занятия. Изучения материала происходит последовательно всеми обучающимися, но иногда (в зависимости от материала) возможна выдача в разные группы разных заданий. После изучения материала предлагается пройти контроль знаний и для изучения следующего вопроса меняется состав групп. К сожалению проверить эффективность предложенной методики в условиях факультета возможно только на практике.