Особенности приватизации и разгосударствления в России
Вопрос эффективного проведения приватизации государственного имущества в России не теряет своей актуальности на протяжении уже более, чем 20 лет. Как показала практика, данный процесс требует большого внимания и активного участия государства, а также инициативности от его граждан.
Используя приватизацию, а также разгосударствление в качестве инструментов для налаживания баланса интересов общества и частных лиц, государство стремится своевременно решать все возникающие в данной сфере проблемы дабы поддержать характерное для современного отечественного курса многообразие форм собственности.
Сокращение всего удельного веса собственности, принадлежащей государству, именуется процессом разгосударствления. Однажды доминировавшая в стране командно-административная система хозяйства подразумевала практически абсолютную монополию прав собственности на ресурсы и производственные средства. В настоящее же время главной тенденцией являются противоположные действия, направленные на приватизацию муниципальной, а также государственной собственности.
Получая в распоряжение как объект частной собственности бывшую государственную собственность, основными действующими лицами процесса приватизации становятся физические и юридические лица. Начало данному процессу положил закон от 1991 года, ныне потерявший силу, носивший название «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» и номер 1531-1. Следом, в 1992 году вступила в силу первая (в настоящее время также утратившая силу) Государственная программа, направленная на организацию процессов приватизации государственных, а также муниципальных предприятий, утвержденная постановлением Верховного суда РФ №2980-1 Будучи основными законодательными актами, относящимися к процессу приватизации эти, а также некоторые другие документы, ставили следующие цели:
· развитие фондового рынка;
· обеспечение для различных форм собственности равноправия в функционировании;
· создание класса собственников, перераспределение имущества и доходов;
· балансировка доходов представителей различных слоев населения;
· демонополизация производства.
Способы, которыми вышеуказанные законодательные акты полагали осуществлять приватизацию, включали в себя:
· выкуп у сданных в аренду предприятий имущества;
· продажа по конкурсу предприятий и активов ликвидированных предприятий;
· акционирование, подразумевающее продажу акций предприятий;
· продажа предприятий в условиях аукционов.
Данные задачи и цели достигались в России в два основных этапа. Первый из них проходил в 1992-1994 годах, отличаясь сверхвысокими темпами (за 1994 год было осуществлено около 75% актов приватизации в сфере объектов бытового обслуживания и торговых предприятий). В те годы были введены в обращение так называемые ваучеры – рассчитанные на предъявителя бесплатные приватизационные чеки. Среди объективных недостатков данной системы можно назвать ее низкую доходность.
Этап номер два можно наблюдать и сегодня. Начавшись в 1995 году, он подразумевает закрепление качественно нового характера приватизационного процесса, предполагающего уход от принципов безвозмездной передачи объектов государственной собственности в пользу системы их продажи по актуальным рыночным ценам. Основные законодательные акты, описывающие данный процесс, – это утвержденный в 1997 году Федеральный закон № 123-ФЭ (ныне утративший силу), кроме него – изданный в 1994 году Указ Президента РФ № 1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года», а также Программа Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах», получившая силу в 1995 году постановлением правительства № 439. Все указанные здесь законодательные акты отмечают среди целей приватизационных процессов необходимость способствования повышению эффективности отечественных предприятий, а также учитывания социальных аспектов вопроса при отчуждении объектов государственной собственности.

Сбор средств собственников помещений многоквартирного дома в фонд капитального ремонта