Go to content Go to navigation Go to search

Правила и нормы обращения граждан в государственные органы

Конституцией РФ и федеральным законодательством для каждого гражданина нашей страны закреплено право на свободное, добровольное и бесплатное обращение к органам государственной власти. В подобном обращении могут быть высказаны претензии, жалобы или же предложения.

При направлении любого из видов обращения заявителю необходимо указать следующие надлежащие сведения:

· данные адресата, то есть государственного органа;

· данные заявителя (ФИО и почтовый адрес);

· суть заявляемой претензии, жалобы или предложения;

· дата и личная подпись заявителя;

· если, исходя из сути обращения, от заявителя требуется доказать определенные факты, следует приложить необходимые свидетельства или подтверждающие документы.

Органы государственной власти РФ обязуются рассмотреть каждое направленное обращение. По итогам рассмотрения заявитель должен получить полноценный ответ, отражающий проведенный анализ описанной проблемы. Если в ходе ответа на вопросы заявителя у представителей органов власти появляется необходимость обратиться за разъяснениями той или иной ситуации или получением дополнительных сведений в определенные организации, учреждения или же другие органы власти, данная задача должна быть ими выполнена. В случае, когда при рассмотрении обращения выявляется факт нарушения гражданских прав и свобод заявителя, органы власти обязуются принять в этой связи соответствующие меры. Итогом рассмотрения должен стать своевременно данный ответ, оформленный в письменном виде, содержащий все необходимые разъяснения.

Помимо письменной формы, обращение к представителю власти может быть осуществлено и устно, если заинтересованный в этом гражданин посетит его кабинет в установленные для этих целей часы приема.

Срок, в течение которого заявитель должен получить ответ на свое обращение, составляет 30 дней. Отсчет начинается с момента регистрации адресатом направленного ему обращения. Определенные случаи подразумевают возможность продления данного срока, однако о данном факте надлежит быть немедленно сообщено заявителю.

Если произведенные по итогам подачи обращения действия представителей власти, ровно как и должностных лиц, либо же их бездействие в отношении заявленных в обращении вопросов, привели к доказываемым убыткам или моральному ущербу для заявителя, тот имеет право обратиться с иском о компенсации убытков или ущерба в судебные инстанции.

В некоторых случаях представители органов власти могут оставить направленное к ним обращение без реагирования на него. Такие ситуации имеют место при:

· оставлении обращения анонимным, а также без указания обратного адреса заявителя;

· неразборчивости самого обращения.

Прекратить переписку с заявителем обращения органы власти имеют право, если в результате долгого обмена корреспонденцией, в числе которой имели место все необходимые заявителю разъяснения, последний продолжает отправлять аналогичные запросы.

Важно иметь в виду, что при направлении в органы власти того или иного обращения, адресат должен оказаться способен решить данный вопрос, имея компетенцию в упоминаемой сфере. Так, например, сообщения о событиях с криминальной тематикой целесообразно направлять в органы правопорядка, а жалобы на сервис – в отделы по борьбе за права потребителей.

Грамотно составленные жалобы, претензии и предложения способны не только найти отклик у представителей власти, но и действительно повлиять на определенную ситуацию. Помочь в составлении точного и учитывающего все важные детали обращения может юрист, обладающий достаточным опытом в данных делах.