Go to content Go to navigation Go to search

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛИЧНОГО СОСТАВА КОРАБЛЕЙ часть 1

Как известно,понятие боевой готовности включает не только нали-
чие совершенной техники и оружия, но и морально-психологическую
стойкость защитников Отечества, их способность в условиях войны ус-
пешно выполнить свой долг.

ЦЕЛЬ психологической подготовки – развить и усовершенствовать такие психологические особенности военных моряков, которые обеспечи- ли бы наилучшие их действия в условиях современной войны в соответс- твии с морально-психологическими и боевыми качествами. ЗАДАЧИ психологической подготовки: – формирование психологической готовности отдельных воинов и коллективов к бою; – воспитание устойчивой психики к воздействию поражающих факто- ров оружия массового поражения и всей обстановки современной войны; – развитие нервно-психической выносливости; – воспитание профессионально-боевых психологических качеств; – формирование реального представления о военнослужащих армии и флота вероятного противника, об их слабых и сильных сторонах; – воспитание готовности к преодолению трудностей морских похо- дов, боевых действий; – развитие высокой боевой активности; – воспитание способности противостоять страху и панике; – выработка мер противодействия к воздействию средств психоло- гической войны, проводимой противником; – формирование качеств, необходимых командирам для эффективного управления подчиненными в экстремальных условиях при организации психологической подготовки старшин , мичманов и офицеров. Постоянная готовность к бою позволяет не только противостоять возможным отрицательным влияниям боевой обстановки, но и активно действовать, успешно использовать вооружение и боевую технику. Готовность воина к бою в любую минуту избавляет его от возмож- ной растерянности при переходе от мирной обстановки к боевой. Жизнь показывает, что уровень боевой готовности и боеспособнос- ти, как правило, выше на тех кораблях, где призыв “Помни войну ” про- низывает все занятия и службу моряков. Психологическая устойчивость во многом зависит от опыта воина, способности владеть своими эмоциями, развития его волевых качеств, особенно выдержки и самообладания, точности и быстроты реакции, силы и координации к устойчивости движений и действий, от развития спо- собности военного моряка сохранять в бою большой объем памяти, высо- кую устойчивость и концентрацию внимания на основной его деятельнос- ти в сочетании с распределяемостью и переключаемостью внимания, от способности сохранять в бою продуктивность памяти, высокую скорость запоминания, припоминания и точность воспроизведения, а также гиб- кость и остроту мышления. При выполнении боевых задач военнослужащие будут насчитывать большие физические и особенно психические нагрузки. В этом случае возможно быстрое расходование нервной энергии, что приведет к сниже- нию внимания и работоспособности моряка. Для того чтобы сохранить боеспособность в этих условиях, стойко переносить длительные психи- ческие нагрузки и напряжения, воину необходимо обладать большой нервно-психической выносливостью. В ходе занятий по боевой и специальной подготовке, различных тренировок и учений необходимо формировать у военных моряков не только боевое (воинское) мастерство, но и профессионально-боевые психологические качества, что также является важной задачей психоло- гической подготовки. Формирование этих качеств будет более эффектив- ным, когда условия занятий, тренировок и учений максимально прибли- жаются к современному бою, когда используются различные приемы и способы моделирования различных факторов боевой обстановки. Чрезвычайно серьезной и ответственной задачей психологической подготовки воинов является формирование у них реального представле- ния о военнослужащих армии и флота вероятного противника, их подго- товке, настроениях и т.п. Матросам, старшинам и офицерам необходимо знать сильные и слабые стороны личного состава, техники и вооруже- ния, подготовленности к войне и боевым действиям вероятного против- ника. В то же время в ходе психологической подготовки им необходимо показывать их преимущества над врагом, вытекающие из высокой созна- тельности, выдержки, выносливости и других морально-психологических качеств. В войнах гибнут большие массы людей, и элемент опасности для жизни человека с каждой новой войной возрастает, поэтому проблема преодоления страха и паники, воспитания бесстрашия у наших воинов в современной войне стоит остро. Причинами паники могут быть: – низкая сплоченность коллектива корабля; – организационный распад (нарушение руководства, взаимодейс- твия, связи, большая потеря в группах, собранных случайно плохо зна- ющих друг друга людей); – сильное утомление личного состава, физическое и моральное из- нурение; – подавляющее преимущество противника и неудачи в ходе боя; – применение противником нового, не известного ранее оружия, особенно оружия массового поражения; – отсутствие у личного состава уверенности в силе своего оружия и неверия в том, что командиры справятся с возложенными на них обя- занностями; – появление противника там и тогда, где и когда его не ждут. Предупредить панику можно: – поддержанием твердого уставного порядка; – твердостью руководства и сохранением организационной устойчи- вости; – самообладанием офицеров-руководителей, их оптимизмом и уве- ренностью, непрерывным общением с подчиненными; – правильной расстановкой людей с учетом тех, кто уже имел бое- вой опыт и опыт деятельности в экстремальных ситуациях; – постоянной информацией об обстановке, пресечением различного рода панических слухов; – постоянным поддержанием у личного состава уверенности в успе- хе; – поддержанием бдительности, чтобы избежать неожиданностей; – воспитательной работой, направленной на укрепление внутрикол- лективистских связей и отношений; – постоянной заботой об отдыхе, особенно перед трудными изнури- тельными действиями. В случае возникновения паники, необходимо: – локализовать “возбудителей” паники; – по возможности – отвлечь внимание личного состава от источ- ников паники; – сохранять твердость руководства и,по возможности, обычный ал- горитм действий, команды подавать кратко, ясно и четко; – направить для пресечения паники наиболее твердых, мужествен- ных, авторитетных людей; – ясно указать меры защиты от источника опасности (если такой имеется); – добиться возвращения людей к боевой работе на своих штатных местах. Практика показывает, что, применяя все вышеизложенные средства морально-психологической подготовки личного состава, можно успешно вы- полнять задачи повышения качественных параметров подготовки кораблей, успешной деятельности личного состава в ситуациях опасности и риска. Однако было бы неправильным считать, что война – это лишь одни страхи и опасности. В боевой обстановке у человека возникают не только отрицательные переживания и реакции. Он испытывает и такие чувства, как душевный подъем, боевое возбуждение, гнев и ненависть к врагу, азарт, радость и восторг от одерживаемых побед. Это состояние повышает боевую активность, т.е. умелое, самоотверженное поведение военных мо- ряков, направленное на уничтожение врага. Очень важно поддерживать это состояние, формируя у военных моряков высокую боевую активность. Необходимо подчеркнуть, что в психологической подготовке военных моряков есть общее и специальное, зависящее от типа корабля, боевой части, специальности, должности и пр. Поэтому подготовку делят на об- щую и специальную. Специальная психологическая подготовка предусматривает более це- леустремленный отбор и применение специальных форм, методов, приемов, условий обучения и воспитания, рассчитанных преимущественно на психо- логическое воздействие. Специальная подготовка требует максимальной конкретности.Она пре- дусматривает необходимость подготовки личного состава к службе на оп- ределенных классах кораблей, к выполнению обязанностей по определенной специальности, конкретных боевых действий в различных боевых условиях. Одним из направлений специальной психологической подготовки явля- ется создание моделей деятельности специалистов в трудных ситуациях и тренировка на них. Кроме общей и специальной можно выделить частную психологическую подготовку (например, предпоходовая), по ходу выполнения боевой или учебно-боевой задачи (психологическое управление) и после выполнения боевой задачи (психологическая реабилитация). Для создания возможнос- тей “пережить”, прочувствовать бой, многое можно достигнуть созданием модели боя, что формирует у воинов необходимую психологическую устой- чивость. Решая эту задачу, на кораблях и в частях необходимо воссозда- вать внешнюю картину боя, вводить на учении реально противодействующе- го “противника”, создавать физические трудности и лишения, вызывающие неудобства и внутренние отрицательные эмоции, ситуации риска и опас- ности (борьба за живучесть корабля, разминнирование корабля и т.п.). Особенно близкую к реальной картине боя модель создает отрабатываемая на кораблях борьба за живучесть в сложных условиях. Обеспечение безаварийного плавания – главная задача экипажа ко- рабля. На любом корабле, особенно на подводной лодке, аварийная ситуа- ция,даже связанная на первый взгляд с незначительной поломкой како- го-либо второстепенного механизма чревата большими материальными утра- тами, катастрофами, гибелью людей. Убедительные на этот счет примеры и обобщенные данные, приведенные в источниках, посвященных проблемам жи- вучести корабля.