Go to content Go to navigation Go to search

Как спасали Москвича

Жить-то он будет, но плохо. Ирина Губина, Максим Рубченко. Минфин и московские таксисты обеспечат сбыт непопулярных в народе автомобилей. АО «Москвич» входит в тройку крупнейших московских неплательщиков — его задолженность бюджету составляет 263,284 млрд рублей. В ближайшее время руководители завода должны предстать пред светлы очи ВЧК. Однако долги автозавода — это еще полбеды. Гораздо хуже то, что уже не первый год предприятие практически стоит. С начала этого года произведено около 5,5 тысячи автомобилей (при этом на складах завода скопилось около полутора тысяч машин, не находящих сбыта). Завод гибнет, но находятся желающие спасти его. Первыми на выручку пришли таксисты. Две недели назад руководство «Москвича» объявило о поставках двух тысяч автомобилей для их нужд. Заказчик — «Мосавтолегтранс» — 8% контракта оплатит из собственных средств, а оставшиеся 68 млрд рублей ему ссудил московский Пробизнесбанк. Причем на крайне выгодных условиях — кредит выдан на год по ставке рефинансирования ЦБР плюс 3% (на сегодня это 27% годовых). Залогом по кредиту станут сами автомобили. Столь мягкие условия вполне объяснимы — все-таки речь идет о содействии одному из любимцев столичного мэра. Ну а чтобы помощь автозаводу не обернулась банкротством таксопарков (надежность продукции «Москвича» отмечена уже не в одном анекдоте), поставляемые машины обещали оснастить импортными комплектующими. По словам представителей завода, гарантийный пробег обновленного автомобиля увеличится с 25 до 40 тысяч километров. Гораздо щедрее таксистов оказалось федеральное правительство. 17 июля вышло постановление N888 «О дополнительных мерах по реализации федерального закона txt_quote_single_openО государственных долговых товарных обязательствахtxt_quote_single_close». Документ небольшой — всего два пункта. Согласно первому, государственная задолженность перед владельцами целевых чеков с правом приобретения автомобилей в 1992 году должна быть погашена путем выдачи легковых автомобилей марки «Москвич» или выплаты денежной компенсации (по желанию владельцев чеков). Если чек предполагал приобретение более дешевой машины, то «Москвич» выдадут при условии оплаты разницы между его стоимостью и стоимостью указанной в целевом чеке марки автомобиля. Если более дорогого, то владелец чека все равно получит «Москвич», но ни о какой компенсации речь уже идти не будет. Финансироваться программа должна за счет средств, выделенных на эти цели в федеральном бюджете на 1997 год. Во втором пункте постановления написано, что АО «Москвич» обязано «полностью произвести в 1997 году отгрузку легковых автомобилей, оплаченных Минфином». По сути дела, это означает, что «Москвич» получает практически гарантированный сбыт. Причем отчасти — за счет своих конкурентов. По данным Министерства финансов, на руках у населения сейчас находится около 48 тысяч чеков на покупку «Москвичей», «Жигулей» и «Таврий». Что касается иномарки «Таврия», то совершенно естественно, что российское правительство не стало учитывать интересы ЗАЗа и передало право отоварить чеки АО «Москвич». А вот интересы АвтоВАЗа, похоже, ущемлены. Согласно версии Минфина, он был вычеркнут из чековой программы, поскольку у него имелись серьезные нарушения по поставкам в регионах. Кроме того, существенную роль, по-видимому, сыграла и триллионная задолженность ВАЗа бюджету. Однако реализация чековой программы вряд ли радикально поможет заводу. Во-первых, многие владельцы чеков захотят получить деньги, а не машину. В первую очередь это касается тех, кто рассчитывал на «Самару» — променять ее на «Москвич» обидно. Но ведь и «Москвич» «Москвичу» рознь. Есть базовая комплектация, ее цена на сегодня — 37 млн рублей. А есть такой же «Москвич», но с двигателем Renault — он стоит уже 54 млн рублей. Кроме того, малыми сериями выпускается «Москвич-2142» — «Князь Владимир», стоимостью около 85 млн рублей. Вполне возможно, что владельцы «дорогих» чеков смогут получить более дорогие модели «Москвича». А для упорствующих в своем желании получить наличные можно создать определенные проблемы с их получением (попозже, через «узкое горло» и т. п.). Во-вторых, пока не ясно, по какой цене Минфин будет оплачивать продукцию «Москвича». Как обмолвился сотрудник отдела госдолга Министерства финансов Андрей Парасочко: «Мы не будем, конечно, брать машины по ценам, которые установил txt_quote_single_openМосквичtxt_quote_single_close, а будем покупать по коммерческим». Объяснять, что он имеет в виду под коммерческими ценами, представитель Минфина не стал. Зато добавил, что «реализация этой программы никак не избавляет завод от задолженности перед бюджетом. Никаких льгот здесь они не получат». Владельцам чеков, кстати, тоже не следует особенно обольщаться. Хотя в постановлении и говорится об отгрузке машин в текущем году, сделать это скорее всего не удастся. Как рассказал нашему корреспонденту г-н Парасочко: «Сейчас готовится соглашение с txt_quote_single_openМосквичомtxt_quote_single_close на поставку автомобилей, но уже ясно, что в этом году полностью профинансировать эту программу не получится, и на какой срок она растянется, сказать трудно. Это зависит от многих факторов, в том числе и от самих получателей, которые находятся на всей территории СНГ». P. S. Руководители «Москвича» отказались как-либо прокомментировать данное постановление, заявив корреспонденту «Эксперта», что конкретные аспекты программы можно будет обсуждать лишь через два-три месяца. Эксперт,21.07.97