Go to content Go to navigation Go to search
lomasm-информационные технологии как связаться с lomasm it creative

ЛЕКЦИЯ. диски автомобильные.

Обычные стальные колеса состоят из двух элементов – диска (то есть центральной части) и обода. Их штампуют из стального листа и соединяют сваркой. Эти изделия настолько хорошо известны каждому автомобилисту, что говорить о них какие-то слова просто нет необходимости. А вот на колесах из легких сплавов хотелось бы остановиться поподробнее. Такие колеса, как и многие другие новшества, пришли из спорта, где их достоинства были наглядными и давали реальный выигрыш. Прежде всего, это снижение веса так называемых неподрессоренных масс (всего, что прыгает, трясется и крутится под кузовом машины). Если не забираться в теоретические дебри, то закономерность здесь, в общем такова: чем меньше неподрессоренные массы, тем выше плавность хода машины и управляемость. Легкое колесо проще раскрутить и остановить, амортизаторы быстрее успокоят его после прыжков на неровностях. И как следствие – улучшение разгонной и тормозной динамики, снижение нагрузки на двигатель и трансмиссию, более долгая жизнь подвески и экономия топлива. В то время как более тяжелый диск увеличивает расход топлива и ухудшает динамику автомобиля. Правда, при обычной езде ощутить эту разницу трудно, а вот на достаточно больших скоростях она становится уже весьма заметной. Другая особенность легкосплавных дисков, в отличие от стальных штампованных заключается в том, что первые обеспечивают лучший отвод тепла от перегревающихся ступиц и колесных тормозов. Во-первых, по причине высокой теплопроводности сплавов (она в 5-7 раз выше, чем у стали), а во-вторых, вследствие улучшенного охлаждения воздухом тормозных механизмов через большие проемы между спицами колес. При изготовлении легкосплавного колеса не применяется сварка стыкуемых деталей, как это делается при производстве штампованных дисков. Следовательно геометрическая точность литых колес выше, чем у стандартных штампованных. Это значит, что, и балансировка такого колеса облегчается. Приведенный перечень достоинств может привести вас, уважаемые читатели, к выводу, что в скором времени легкосплавные колеса полностью вытеснят традиционные стальные, но, по мнению компетентных специалистов, это далеко не так. И причина этого скорее экономическая, чем техническая. Дело в том, что первичный, особо чистый, алюминий, сделанный из природного сырья очень дорог, а производить колеса хорошего качества, отвечающие всем стандартам из вторичного сырья (лома алюминия) пока еще никто не научился. Например, если в составе алюминия, предназначенного для производства дисков, будет находиться более чем 0,3% железа или меди, то колесо будет хрупким. Именно поэтому в производстве легких дисков солидные фирмы не используют вторсырье. Этим же объясняется и достаточно высокая цена на них. Как выясняется, у дисков из легких сплавов есть не только положительные свойства. Конечно, любой легкосплавный диск повредить труднее, чем стальной, но уж если умудрились согнуть обод, то уже не восстановите. Дорога у этого диска одна – в пункт приема цветных металлов. Обкатывать на станке и бить по нему кувалдой бесполезно. Еще один недостаток литых дисков вытекает из предыдущего: литой диск обладает повышенной прочностью, и если автолюбитель использует низкопрофильную резину, то на наших российских дорогах слишком велик риск «пробоя» шины на каком-нибудь ухабе. Т.е. там, где обычный стальной диск просто бы погнулся, на легкосплавном может лопнуть шина. По способу изготовления, кроме легкосплавных литых дисков, бывают еще диски кованные, прошедшие горячую штамповку, причем, последние во всем мире считаются элитарными и изготавливаются, как правило, из магния. Диски из этого материала – вершина модельного ряда самых именитых фирм и используются они в силу своей дороговизны только на престижных гоночных мотоциклах и автомобилях, таких как Porsche, Lamborgini, Ferrari. Они обладают еще большей теплопроводностью, чем алюминиевые диски и демпфирующей способностью, которая превосходит алюминий почти в 100 раз! Это позволяет гасить вибрации, возникающие при ударах колеса о препятствие, тем самым, уменьшая нагрузки на детали подвески и улучшая комфорт. Не зря же магниевые колеса устанавливают даже на шасси самолетов. Плюс ко всему вышесказанному кованные магниевые диски еще процентов на 15-20 легче алюминиевых. Ведь плотность магния в полтора раза меньше, чем у алюминия и в 4,5 раза, чем у стали. Единственно, что ковка легких сплавов требует больших производственных затрат и относится до сих пор к разряду высоких технологий. Но даже и у этих, казалось бы, отличных колес есть недостаток и при том существенный – коррозия. Магниевые сплавы без соответствующей защиты быстро окисляется, и коррозируют под воздействием окружающей среды и вследствие образования гальванических пар, например, железо-магний, которые могут возникнуть при контакте диска с крепежными болтами. Поэтому эти диски покрываются специальными защитными антикоррозионными и лакокрасочными покрытиями, а в отверстия под болты запрессовываются специальные втулки. Но одно дело использовать эти предосторожности на западе, где и дороги превосходные и соли на них нет и поэтому защитные покрытия на колесах долго, сохраняют стойкость, а другое дело у нас в России, где буквально через сезон на такие колеса без слез не взглянешь. В заключении хотелось бы дать вам, уважаемые автомобилисты, несколько советов о том, на что нужно обращать внимание при покупке и последующей эксплуатации легкосплавных колес. Первое это то, что каждый производимый в России диск должен иметь российский сертификат соответствия российскому ГОСТу. Потому что общепризнанных стандартов на проведение испытаний колес пока не существует. Поэтому все страны вынуждены устанавливать свои нормативы для оценки качества колес, и может получиться так, что колеса, хорошо чувствующие себя на гладких дорогах Германии (что может быть подтверждено стандартами TUV и международными требованиями ISO), могут быть признаны негодными в России. Дело в том, что у немцев нет испытаний на косой удар, а у нас такая оценка есть и она очень важна из-за очень плохого качества дорог. Во-вторых, желательно использовать диски точно такой же размерности, что указаны в сервисной книжке автомобиля. Это позволит не снизить ресурс подшипников и не создаст дополнительную нагрузку на подвеску. В-третьих, помимо некоторых других данных на диске обязательно должно быть клеймо рентгеноскопии (каждая отливка должна проверяться на отсутствие внутренних дефектов). И последнее – старайтесь не наезжать на бордюры и дорожные ямы. А вообще при покупке колес, будь это рынок или солидный магазин, всегда есть смысл проконсультироваться со знающим специалистом.