Go to content Go to navigation Go to search

Россия стоит до сих пор на перепутье в отношении финансового рынка

Не хочу вступать в дискуссию относительно того, что делает ФКЦБ, что она не делает. Разговор абсолютно неплодотворный в отсутствии оппонентов, мне бы хотелось задать риторический вопрос времени на ответ уже не остается всем участникам нашего фондового рынка, а может быть мы этого и хотим? Того чего делает Федеральная Комиссия? Вообще говоря, Россия стоит до сих пор на перепутье в отношении финансового рынка. Куда двигаться? Вот у нас есть организованный технологичный рынок государственных ценных бумаг, и есть внебиржевой неорганизованный, в России он еще и дикий, сильно дикий рынок корпоративных бумаг, может и хорошо? Может нам не надо ничего делать? Потому, что я понимаю чем менее технологичный рынок, тем больше там риски, тем больше неуверенность, чем меньше ликвидность этого рынка, тем больше прибыли, тем больше возможность обмануть, совершить несправедливую сделку, по несправедливой цене. Обмануть клиента, обмануть конкурента. Может быть нашим участникам это и нужно?

Меня, честно говоря, поражает позиция умолчания наших банков. Не хотят высказываться вообще никакой позиции в этом противостоянии двух ведомств. Я понимаю страшно с одной стороны ссориться с ЦБ, говорить то, что думаешь. С другой стороны с ФКЦБ тоже ссориться неохота, а вдруг ФКЦБ выиграет? Потом иди к ним за лицензией, они тебе все припомнят! Тем не менее, есть АРБ она могла все это дело взять в свои руки и хотя бы какую-то позицию занять. Получается так, что нашим банкам вроде как все равно. Вытеснят их с рынка, не вытеснят их с рынка. Ну вытеснят, ну ладно, мы создадим «левые – дочерние», все затраты переложили на клиента, нам легче будет работать, опять ЦБ надзирать не будет, а то что ФКЦБ не умеет надзирать, так это и так всем понятно. Ну и хорошо, ну давайте и в эту сторону двигаться. Так, что я не услышал от наших участников рынка, а чего мы собственно говоря, хотим?

Позиция ЦБ, и надеюсь Мнфина, – она примерна даже самая. Мы хотим, что бы у нас был организованный рынок, цивилизованный рынок, ликвидный рынок. Это означает, что на нем должны существовать все институты, которые существуют в развитых странах. Должны быть нормальные торговые площадки, организованные, на которых должен реализовываться принцип «поставка – против платежи», должны быть расчетные центры, которые все это дело обслуживают. И, что именно на этих торговых площадках может определиться котировка. Не в РТС, которая является«виртуальной реальностью». Я ничего не имею против этой системы, пусть они торгуют. Но называть их цены – «котировками» невозможно, потому что никто не знает, а на каких условиях проводятся расчеты, а рaсчитываются ли клиенты по своим сделкам. Время от времени появляются скандалы, что вот ТАМ обманывают. И казалось, здесь и ФКЦБ огромное поле для деятельности. Г-н Васильев постоянно говорит, что вот он борется там 3 года с регистраторами и депозитариями, но борьба, она так и ничем не окончена. Есть процесс… Если бы ФКЦБ навела порядок, хотя бы с регистрацией депозитариев – это уже было бы значительным шагом вперед. А меня поражает, что наши участники фондового рынка спокойно воспринимают это издевательство, когда вам выдается лицензия на 3 месяца, как торговой системе, или как депозитариям.

Вот это нечто фундаментальное на рынке ценных бумаг, торговые системы, депозитарии, которые должны существовать вечно, и вселять уверенность во всех участников рынка. Вот, дается лицензия на 3 месяца. Проходит месяц, приходят с проверкой, и говорят: « А мы ее у вас отзываем» И что? Вот представьте, наступает 23 апреля. Все банки, кто не получил лицензию ФКЦБ теряют право заниматься депозитарной деятельностью. И что вы будете делать? Вы действительно теряете право, а тот кто занимается от «3-х до 5-ти», по новому УК. И я уверен, что г-н Васильев реализует свое право и кого-нибудь посадит мне меньше всего хотелось бы что бы это были представители нашего банковского сообщничества.

Все молчат может это всех устаивает? Позиция умолчания, она хороша до поры до времени рано или поздно за это придется платить.

ЦБ прилагает все усилия, чтобы каким то образом договориться, мне меньше всего хотелось бы чтобы это воспринималось, как очередной конфликт между ФКЦБ и ЦБ. Во всех странах, где существуют комиссии по ценным бумагам существуют напряженные отношения между ЦБ и комиссией и я не могу согласиться, что только ЦБ будет надзирать за кредитными организациями, за банками. В обязательном порядке пусть ФКЦБ за вами надзирает, будет оценивать ваши действия, как профессиональных участников фондового рынка., нарушаете Вы правила, не нарушаете, то есть то что выходит за компетенцию ЦБ и здесь у нас будут противоречия, достаточно почитать западную прессу видно как в США, Великобритании, Германии слушается дело против того или иного банка, возбужденными комиссиями по ценным бумагам. Это нормально.

Но одно дело надзирать за участниками на цивилизованном рынке, а другое дело заявлять, что мы будем надзирать над всеми на диком рынке и не делать ничего, чтобы рынок стал цивилизованным.

Последнее. Мне кажется, что у нас сформировалось понятие о рынке корпоративных бумаг, что это только акции, вот я хотел бы обратить ваше внимание в первую очередь банков, что корпоративные бумаги для банков, – это в первую очередь облигации, потому что Российские банки зачастую нашли гораздо более эффективные способы покупки крупных пакетов акций, вопрос получения же контроля за предприятием, он решается по другому.

Рынок корпоративных облигаций – это и есть решение проблемы перехода коротких пассивов банков в долгие кредиты экономики, ни один банк не может следить за соотношением спросов пассивов и активов. И, только тогда когда будут корпоративные облигации с большими сроками погашения и эти облигации будут обращаться на рынке и будут ликвидны, не менее ликвидны, чем государственные ценные бумаги, только тогда наши банки будут действительно надолго претендовать на реальный сектор экономики. Потому, что они уверены, что кредит, которые они выдали какому-то предприятию, покупая его облигации, его можно продать.

Если Вы заключили кредитное соглашение на 100 млрд. руб. Его продать практически никому не возможно, нет таких покупателей. А если Вы его разобьете на облигации по 1 млн. Руб. Их можно продавать! И тогда, я посмотрю на то предприятие, которое не заплатит по своим обязательствам. Не вернуть банку кредит и банк зависит от предприятия. Я посмотрел бы на кредитное предприятие, если бы они сделали .. самое на фондовом рынке, если бы они не расплатились по тем облигациям, которые они разместили это же смерть для этого предприятия!

В дискуссии принял участие эксперт Гос. Думы Чумаченко А.В.

Вопрос: Говорилось много об инициативах Гос. Думы. А законодатель, он же ничего сделать не может

Нет, может! Свежая новость. Вот 11-го марта президент подписал Закон о переводном и простом векселе, где написано, что вексель только оформляется на бумаге. Таким образом, та инициатива, которая долго обсуждалась этим законом закрывается. Далее, – 15 апреля пройдут парламентские слушания. Один из вопросов внесения изменений в закон «О рынке ценных бумаг» т.е. действительно ведомство, которое сегодня существует, обладает большими правами (ФКЦБ), фактически не прописаны обязанности, поэтому уже внесен законопроект депутатами Тарачевым и Савельевым, о том чтобы привести статус ФКЦБ к комиссии при Правительстве и внести законодательно добавление, что те все документы ФКЦБ должны регистрироваться в Минюсте. Я думаю, что если так будет, то документы, которые противоречат закону «о рынке ценных бумаг» проходить не будут, это второе. И третье – необходимы дополнение в законе. У нас действительно по фондовому рынку действуют два основных закона. Это закон «Об акционерных обществах» и «О рынке Ценных бумаг». Необходимо много хороших законов, и разных т.е. сейчас у нас принят закон «О векселе», следующее направление для деятельности – это «Закон о государственных ценных бумагах» Мы рассчитываем, что в апреле он будет представлен на всеобщее обозрение, потом обсуждается вопрос кодекса. Если мы сочтем, что он все-таки нужен, в части хотя бы внесудебного взыскания по векселю, упрощенного варианта , то мы будем и это направление развивать. И третий вариант – это электронный документ. Тоже он пойдет. Таким образом, мы не стоим в стороне, а стремимся развивать законодательство в различных направлениях. Гос. ценные бумаги, электронные документы, поправки к закону «О рынке ценных бумаг», другое дело, что они, к сожалению, тяжело проходят, по ряду причин, но то что Вексель принят свидетельствует, что нам удастся в дальнейшем проводить законы. Кроме того, сейчас рассматривается закон о ….фонде. Это тоже будет нашей сферой деятельности. Другое дело, что те поправки, направленные на ущемление деятельности ФКЦБ будут очень тяжело проходить, но что делать?!

Но нельзя, чтобы было две нормативных базы – одна для не кредитных. Все таки есть профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг и должна быть голова другое дело, какая это голова будет мозги разные. В чем проблема? Привязка к конкретному человеку вряд ли стоит схема, предложенная в законе, не является порочной. Проблема в индивидуальных качествах людей, которые на этом рынке работают.